Юлиана Жихорь Начиная с нового года пункт 2 статьи 34 Закона “О телерадиовещании” будет звучать так: “Операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан не должны допускать распространения рекламы”. Законодатели и представители отечественных ТВ радостно потирают руки - теперь вся реклама существенно пополнит бюджеты казахстанских телеканалов, давая возможность создавать новые и качественные передачи и сериалы. Но вот только не отвадит ли окончательно такая погоня за прибылью казахстанского зрителя от казахстанского контента? Не получит ли государство обратный эффект от своего “благого” начинания?
Возвращаясь вечером с работы, казахстанцы садятся перед голубыми экранами. Хорошо, если они ограничиваются лишь просмотром новостей. Но если им захочется посмотреть какой-нибудь фильм, то без нервотрепки не обойтись: он будет прерываться на рекламу через каждые пять минут. Оно и понятно - даже самые государственные СМИ пытаются заработать побольше денег и набирают рекламы по самым дорогим расценкам. Вот и приходится зрителям “прыгать” с канала на канал в поисках пятиминутки безрекламного эфира или (что происходит чаще всего) переключаться на иностранные каналы, большинство из которых гораздо менее загружены рекламой, нежели отечественные. Исключение могут составить разве что передачи на казахском языке - их аналогов иностранные СМИ не предоставляют. Но общий контент (сериалы, фильмы, да и многие ток-шоу) - это всего лишь ретрансляция, а значит, их можно с гораздо менее частыми перерывами на рекламу посмотреть на соседней кнопке. “Из всех искусств для нас важнейшим является кино”. Это Ленин сказал в далеком 1922 году. Но тогда еще просто не было телевидения. Иначе вождь мирового пролетариата с гораздо большей теплотой отозвался бы именно о ТВ. Хотя бы потому, что именно телевидение нынче основа идеологического воспитания граждан. (Сейчас его существенно теснят социальные сети, но в силу традиций и сложностей с доступом в интернет во многих регионах страны их влияние на казахстанцев все же ограничено.) А значит, картинка, которую граждане видят с экранов телевизоров, крайне важна. Идеологическую обработку населения в целях национальной безопасности еще никто не отменял. Недаром время от времени народные избранники возмущаются засильем в РК иностранных СМИ и предпринимают попытки ограничить их присутствие в стране. Мол, не в ту сторону мозги казахстанцев промываются. Но пока дело ограничивается лишь рекламными паузами. Сначала в Казахстане запретили демонстрировать иностранную рекламу, теперь импортные каналы вообще лишают ее. И, как мы цитировали многочисленных экспертов в прошлом номере “НП”, все рассчитывают, что рекламные потоки перетекут на площадки казахстанских теле- и радиоканалов, пополняя эфирное время и бюджет последних. Якобы на эти деньги теперь “Хабар”, КТК и иже с ними смогут создавать качественные передачи, фильмы и сериалы. Да и депутаты, принимая такие поправки в закон, думали исключительно о финансовом благе казахстанского телевидения. Но остается вопрос: кто же его смотреть будет? Согласно Закону “О рекламе” “реклама на теле-, радиоканалах, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, не должна превышать двадцати процентов от общего объема вещания в сутки за исключением бегущей строки”. Но поскольку рекламные паузы в ночное время мало кого интересуют, то основной объем всей рекламы приходится на прайм-тайм: время, когда большинство зрителей садятся перед экранами. И перебегают на иностранные каналы. Нельзя исключать, что количество прайм-таймовской рекламы начиная с января еще больше возрастет: именно она приносит наибольшие деньги. А это значит, что смотреть отечественные СМИ станет совсем невозможно. Да и блоки новостей теперь будут прерываться рекламой не один-два раза, а гораздо чаще. То есть механизм влияния на умы казахстанцев всех идеологических политтехнологов еще больше заскрипит по швам. Может, законодателям следует подумать еще и о том, как избежать такой участи для граждан? И включить административный ресурс, чтобы заставить отечественные телеканалы не отваживать от себя зрителей. Например, обязать не концентрировать все 20 процентов рекламы в самое смотрибельное время, а растягивать ее равномерно на все эфирное время. Хотя бы дневное. Вот тогда будет действительно “равномерная” забота и о телеканалах, и о зрителях. И о безопасности государства.
Астана |