Юлиана Жихорь
Основополагающий документ распределения бюджетных денег - новый Бюджетный кодекс - стал самым спорным документом, обсуждаемым сейчас в парламенте. Правда, депутаты не очень-то рады усилению контроля за расходованием бюджетных средств. И даже не понимают резона предложенной правительством схемы трехуровневого контроля за движением государственных денег
По мнению правительства, новый Бюджетный кодекс является транспарентным: устанавливает обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов, информации о достижении государственными органами прямых и конечных результатов, формировании и использовании Национального фонда. Сам же бюджетный процесс будет открыт как для общества, так и для СМИ. Государственые органы должны будут ежегодно представлять отчеты о реализации Стратегических планов, анализ бюджетного мониторинга и оценки результатов (причем данные будут суммироваться из отчетов госорганов и самих потребителей государственных услуг). “Принципы открытости и прозрачности идут прямой нитью через весь Кодекс”, - заявил глава Минэкономики Бахыт Султанов, выступая на пленарном заседании в мажилисе.
В течение года контроль за тем, чтобы средства из госказны поступали туда, куда нужно, и в полном объеме, будут вести три органа: Счетный комитет (на местном уровне - ревизионные комиссии маслихатов), Комитет финансового контроля Минфина и службы внутреннего аудита госорганов. Причем внешний контроль (Счетный комитет и КФК) независим от правительства и предоставляет результаты аудита парламенту и маслихатам. А “цель внутреннего контроля заключается не столько в выявлении нарушений и наказании, а больше направлена на аудирование, то есть на предупреждение и недопущение совершения нарушений и пресечения повторения их в дальнейшем”.
Однако, по мнению депутатов, все три структуры будут фактически дублировать деятельность друг друга. Но и даже трехуровневая система проверок вряд ли даст целостную картину движения государственных средств.
Так, Кенжегали Сагадиев, хоть и высоко оценивает деятельность Счетного комитета, сетует на то, что он в силу малочисленности штата и отсутствия полномочий “каждый год проверяет только около 10-15 процентов всего объема бюджетных средств. Парламент имеет очень ограниченную информацию об исполнении республиканского бюджета”. Депутат попросил министра увеличить штат.
По мнению же Ерзата Альзакова, внутренний контроль будет подчиняться первому руководителю, а значит, не даст гарантий объективности. А Алтай Тлеубердин добавил, что внутриведомственный финконтроль - мера затратная. “В проекте бюджета на следующий год средства не заложены”.
В ответ министр заверил депутатов, что внутренний контроль будет объективным. А чуть позже, пообещал Султанов, правительство с депутатами обсудят дополнительные поправки о “персонификации ответственности именно первого руководителя”. Будут определены виды нарушений, по которым предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность: “Меры такой персональной ответственности будут определяться... Потеря своей должности, потеря имиджа бьет гораздо сильнее, чем уплата штрафа”.
Тем не менее Иван Чиркалин считает, что новый Бюджетный кодекс, хоть и написан красиво, вряд ли изменит традицию освоения бюджетных средств. “Мы стоим на том же самом месте и никуда не сдвигаемся. Сегодня надо констатировать и сказать, что мы от прозрачности бюджетного планирования в новом Бюджетном кодексе уходим еще дальше”.
Несмотря на все претензии, проект Бюджетного кодекса был одобрен депутатами концептуально в первом чтении. Осталось две недели на его доработку - 22 октября мажилис должен будет рассмотреть документ во втором чтении, после чего трудиться над ним станут уже сенаторы.
Астана |