|
Алан Байтенов В Казахстане в 2017 году начнут делать свои спутники. Об этом сообщил Мейрбек Молдабеков, заместитель Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана. К этому времени будет завершено строительство сборочно-испытательного комплекса, что расположен в Астане. Как известно, этот проект реализуют в партнерстве с компанией Airbus. Между тем у ряда независимых экспертов возникает вопрос - зачем сегодня нужен Казахстану дорогой и непрактичный космос? Ведь проверено, купить аппарат всегда проще. Мол, как-то не вовремя все получилось - вроде очень перспективно, но не до этого
В состав комплекса войдет конструкторское технологическое бюро, где будет вестись проектирование будущих сателлитов. Производить комплектующие будут там же: “К концу 2017 года Казахстан будет иметь все звенья технологической цепочки от научных разработок до выпуска готовой продукции. Конечно, все комплектующие в Казахстане произвести невозможно, но 55 процентов работ мы сможем выполнить”, - отметил господин Молдабеков. Предприятие создано по такой схеме - 27,5 процента принадлежат Airbus, а 72,5 - казахстанской стороне. Примечательно то, что по условиям договора французская компания передаст все технологии - от архитектуры спутника до производства комплектующих космических аппаратов. Произойдет это по плану уже в 2017 году. В рамках проекта также и подготовка специалистов. На предприятии будут работать инженеры, получившие образование в России, Украине, а также во Франции и Британии. У Казахстана уже есть опыт сотрудничества с французами в космической сфере. Так, к примеру, спутники дистанционного зондирования Земли KazEOSat-1 и KazEOSat-2, что сегодня работают на орбите, созданы предприятием Airbus Defence and Space. Это частично отвечает на вопрос - почему именно французы? Ведь Казахстан, так сложилось исторически, в космической сфере работает в основном с Россией. Вспомним телекоммуникационные KazSat-1, 2 и 3. Впрочем, и в этом также есть частица ответа на вопрос о выборе партнера - KazSat-1 и 2 создавали в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева. Результат сотрудничества нам известен - KazSat-1 потерян, а KazSat-2, говорят специалисты, используется лишь на 35 процентов, что заставляет отечественные телекоммуникационные компании арендовать мощности спутников других стран. Что касается KazSat-3, то в этом случае исполнитель другой - ОАО “Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф. Решетнева”. Впрочем, этот аппарат не совсем российский - он был создан в партнерстве с итальянской компанией Thales Alenia Space. И, кстати, имеет на борту оборудование французской компании Saft. В общем, практика показывает, что некоторые космические аппараты лучше приобретать у мировых лидеров. Как оказалось, это не всегда Россия.
 |
Россия готова сотрудничать, и уже есть предложения по покупке наших снимков со спутников. Я уже не говорю о других странах
|
Есть и такой вопрос - зачем Казахстану собственное производство спутников? Особенно сейчас, не в самое удачное для дорогого космоса время. Ведь покупать дешевле и проще. С одной стороны, верно. За свои деньги можно также получить и гарантию на товар и, простите, всегда найти виновного. Так, к примеру, компенсация за потерянный KazSat-1 составила примерно 46 миллионов долларов. KazSat-2 стоил около 115 миллионов долларов. Примерно на эту же сумму и был застрахован. Ну а в случае гибели или утраты KazSat-3 Казахстан получил бы 176 миллионов долларов. Страховала риски российская компания “АльфаСтрахование”. Тем самым в случае нештатных ситуаций Казахстан смог бы почти полностью покрыть свои расходы. Будет ли так же в случае со спутниками с пометкой “Сделано в Казахстане”? Да, можно также привлечь страховые компании, но вот платить за страховой полис космического масштаба теперь придется нам. Есть такое предположение, что чиновниками от космоса движут эмоции и неоправданные амбиции сделать Казахстан космической державой. А заодно и оправдать существование космической отрасли в стране, где первенство в космосе не является приоритетом. И особенно сейчас, во время тотального дефицита бюджета и повсеместного запуска программ экономии. Или это желание “отдать долг” за неудачу с программой по строительству стартового комплекса “Байтерек”? Как известно, изначально он рассчитывался под запуск экологически чистого и современного ракетоносителя “Ангара”. Теперь “Ангара” будет летать исключительно с территории России. Что можно считать серьезным тактическим проигрышем. Впрочем, у защитников программы “выхода Казахстана в большой космос” есть и такие доводы. Строительство комплекса, это информация из открытых источников, обходится государству примерно в 180 миллионов долларов. Что сопоставимо со стоимостью всего лишь одного телекоммуникационного спутника. К тому же Казахстан получает настоящие высокие технологии и наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью. Оказывается, информация с наших спутников дистанционного зондирования Земли всерьез интересует соседей. “Наша система дистанционного зондирования Земли не имеет аналогов в странах СНГ. У России такой системы и таких спутников нет до сих пор. Они только собираются получить опять же от Франции. Но в связи с санкциями вопрос затруднительный, и вообще не известно, когда это будет. Таким образом, Россия готова сотрудничать, и уже есть предложения по покупке наших снимков со спутников. Я уже не говорю о других странах”, - отмечал в одном из интервью Талгат Мусабаев, глава “Казкосмоса”. При этом не исключается возможность приобретения самих космических аппаратов, сделанных у нас по французской технологии. В обход как раз тех самых санкций. Казахстан, напомним, имеет контрольный пакет предприятия - 72,5 процента акций. Но это пока планы и перспективы. Сегодня же Казахстан вынужден отдавать на содержание своей спутниковой группировки около 450 миллионов тенге ежегодно. |