|
Алла Иванилова Неправительственные организации подписали обращение к президенту страны с просьбой наложить вето на закон о финансировании НПО, который, по их мнению, “убьет” гражданский сектор в Казахстане
О том, что неправительственные организации в республике должны жить по новым правилам, говорилось давно. Предполагалось, что им дадут большую свободу, как в развитых государствах, где они имеют большой вес и зачастую работают эффективнее, чем госорганы. К примеру, во Франции все программы по работе с детьми на местном уровне за счет государственных контрактов и грантов реализуются только неправительственными организациями. Хорошо известен опыт Великобритании по сотрудничеству НПО и местных властей в деле бесплатного консультирования граждан по широкому кругу вопросов. В этой стране сеть бюро консультаций впоследствии трансформировалась в национальное агентство. Кроме того, в большинстве развитых стран огромное внимание уделяется вопросам отраслевой направленности деятельности НПО. В частности, заниматься оказанием услуг в сфере здравоохранения имеют право лишь те организации, которые получили специальный сертификат или лицензию. Сертифицированные профессиональные организации на Западе входят в экспертные группы, им гораздо легче получить государственное финансирование. В европейских странах НПО сами владеют средствами, поэтому работают самостоятельно. Так, в Великобритании, Франции, Германии большинство некоммерческих организаций финансируют деятельность больниц, вузов и благотворительных организаций. Кстати, известный Оксфордский университет является одним из самых первых НПО в Европе. В практике большинства развитых государств введены льготный налоговый режим для неправительственных организаций, а также возможности для их взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом.
В Казахстане официально зарегистрировано около 27 тысяч неправительственных организаций. Из них стабильно работают и платят налоги только 12 тысяч. Отечественные НПО универсальны и могут заниматься любой деятельностью. Говоря иначе, раз нет ясного направления, то государство не требует от них решения какой-то определенной проблемы. Основных источников их финансирования всего два - кроме иностранных грантов это государственный социальный заказ. При этом государство не выделяет денег на развитие, покупку оборудования, обучение сотрудников и поддержку инициатив самих неправительственных организаций. Иначе это может быть расценено как получение прибыли и нецелевое расходование бюджетных средств со всеми вытекающими санкциями. Чтобы как-то реанимировать НПО, Гражданский альянс Казахстана в 2014 году разработал проект закона, в котором были предложены новые формы финансирования неправительственных организаций в Казахстане. В частности, предлагается учредить специальную организацию, которая получит право аккумулировать средства всех госорганов и самостоятельно проводить конкурсы по грантам для НПО. При таком способе финансирования через единого оператора деньги не будут зависеть от законодательства о госзакупках. В этом случае гражданский сектор сможет законно предлагать свои проекты и программы и получать на их реализацию государственные средства. Кроме того, единый оператор будет вести мониторинг реализации проектов и напрямую информировать уполномоченный орган и правительство. Также новый законопроект предусматривает финансирование неправительственных организаций из госбюджета через гранты и новшество - премии (по аналогии с “Дарын” или “Парыз”) для дальнейшего их развития. Все эти меры, по словам разработчиков, позволят казахстанским неправительственным организациям работать на уровне мировых стандартов. Поначалу законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности неправительственных организаций”, который был недавно одобрен сенатом в первом чтении, вдохновил представителей гражданского сектора. Они пытались внести туда свои предложения и поправки, но чем дальше шла работа, тем хуже он становился. И на сегодняшний день он, по мнению “НПОшников”, дает государству полный контроль над деятельностью неправительственного сектора. Кроме того, принципиальный момент, против которого выступили в своем обращении к президенту НПО, - возможность уполномоченного органа в лице Министерства культуры и спорта регулировать и ограничивать сферы деятельности организаций, получающих гранты из любых источников, не только государственных. Так, в перечне дозволенных сфер деятельности НПО не оказалось прав человека, демократии, защиты мигрантов, беженцев, иностранцев и лиц без гражданства. Поэтому есть опасения, что правозащитные организации в случае принятия закона могут оказаться вне закона и быть закрыты в любой момент. Законопроект значительно расширяет возможности по проведению проверок и контроля со стороны государства. Широко разрекламированный чиновниками новый единый оператор, который получит право аккумулировать средства всех госорганов и проводить самостоятельно конкурсы по грантам, не вселяет доверия уже сейчас. “В итоге он монополизирует эту деятельность”, - считают “НПОшники”. Всего за год уполномоченный орган планирует распределить гранты на сумму около одного миллиарда тенге, почти половина из которых уйдет только на то, чтобы эти средства администрировать. 67 процентов общих средств пойдут на содержание нового госоргана. Возникает вопрос: зачем в сложные экономические времена создавать еще один дублирующий орган? Некоторые международные доноры, спонсирующие казахстанские НПО, намерены свернуть свою деятельность в Казахстане, поскольку в лице единого оператора по распределению грантов они видят очередную коррупционную структуру. Представители гражданского сектора уверены: если законопроект, предлагающий новые формы финансирования НПО, будет принят, это негативно скажется на имидже Казахстана
Астана |