|
Алла Иванилова Недавняя презентация в мажилисе парламента поправок в законодательство по вопросам защиты прав потребителей больше напоминала диалог глухого с немым. Депутаты в пух и прах раскритиковали правительственный законопроект и на каждую позицию внесли по три поправки
Действующий Закон “О защите прав потребителей” приняли еще в 1991 году. В 2010 году вышла его вторая редакция. И до конца 2013 года чиновники обещали обновить законодательство, однако слово не сдержали. Законопроект поступил в мажилис парламента этим летом и в лучшем случае будет принят только в 2016 году, учитывая ту критику, которая на него обрушилась во время недавней презентации. Депутаты так и не смогли добиться внятного ответа от вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова, что конкретно предполагают поправки. Чиновник говорил общими словами, что, мол, поправки предусматривают укрепление компетенции уполномоченного органа, обеспечивают дополнительными правовыми гарантиями граждан и будут способствовать развитию социально-ответственной предпринимательской среды. При этом закон базируется на основных правах потребителей, которые приняли ООН еще в 1985 году. Вице-министр также перечислил четыре существующие в мире модели: административная (Франция, Литва) - полная координация потребительской политики государством, судебная - разрешение потребительских проблем основано только на судебных процедурах, регулирующая (в странах Скандинавии) - за эту сферу отвечают специальные органы и смешанная, где каждый принимает участие - госорган, омбудсмен, суды и институты гражданского общества. Последняя модель популярна среди стран Европы и практикуется в Казахстане. Предложенные правительством 43 поправки создают новые более действенные механизмы защиты прав потребителей. В частности, совершенствованы требования к продаже, возврату и замене товаров, определены гарантийные сроки для сезонных товаров, детализированы условия выполнения работ и оказания услуг. Впервые расписаны правовые условия электронной торговли. Также усиливается роль и расширяются полномочия общественных объединений потребителей. При этом финансирование их деятельности будет осуществляться посредством государственного заказа. Новшествами законопроекта являются создание экспертных советов и направление ежегодного доклада главе государства о состоянии дел в этой сфере. Действительно, законопроект, состоящий из 20 страниц, нужный и важный. Однако, по словам мажилисменов, недостаточно проработан: на 43 позиции парламентарии уже дали 123 поправки, которые касаются юридической техники, уточнения и улучшения редакции. “Вы в течение года над этим законопроектом работали, даже больше. И за это время этот законопроект шесть министров визировали. Юридический отдел канцелярии премьер-министра. Как такое может быть?” - вопрошал председатель комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сеитсултан Аимбетов. На подобные претензии вице-министру Тимуру Жаксылыкову, судя по всему, ответить было нечего. Он лишь заявил: “Мне трудно это комментировать. На самом деле смотрело и Министерство юстиции, и юристы Министерства экономики, юристы правительства. Значит, не смогли вычистить полностью на юридическую технику. Будем поправлять в ходе работы”. Депутат Айгуль Соловьева задалась вопросом по поводу механизма возврата товара. “А если он в селе живет, как он будет ходить в уполномоченный орган?” - спросила она, приведя в пример молоко, купленное в магазине, но негодное к употреблению. На что разработчики не смогли дать исчерпывающего ответа. Абсурдной народные избранники назвали поправку, касающуюся запрета рекламы строящихся, а также введенных в эксплуатацию жилых зданий, не соответствующих проектной документации, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами. “Если не соответствует проектной документации, вообще не должны строить. Для чего этот пункт?” - опять возмутились депутаты и заподозрили разработчиков в лице Министерства национальной экономики в том, что они “слямзили” это в законах других стран. Недоумевали парламентарии и по поводу создания экспертного совета по защите прав потребителей. “Нужен ли он?” - справедливо вопрошали они. Вице-министр Тимур Жаксылыков пояснил, что законопроект в целом направлен на более широкое вовлечение общества в работу, связанную с регулированием правоотношений в этой сфере. “Мы рассчитываем опираться на гражданское общество, активность общественных объединений в сфере защиты прав потребителей. Экспертный совет создается по этой же логике для того, чтобы усилить взаимодействие государства и общества для того, чтобы вносить более качественные проработанные предложения, связанные с работой с нормативными документами”, - отметил он. Однако депутаты высказали свои подозрения по поводу того, какую на самом деле цель преследует законопроект. Дело в том, что сегодня вопросы защиты прав потребителей курирует соответствующий комитет в структуре Министерства национальной экономики. Но уполномоченный орган не вправе воспользоваться в полной мере своими “рычагами”. Поэтому мажилисмены посчитали, что комитет по защите прав потребителей хочет лишь наделить себя функциями. “Для вас, для уполномоченного органа это законопроект, а не защита прав потребителей”, - констатировал депутат Сеитсултан Аимбетов.
Астана |