Ботагоз Омар Машиностроительная отрасль начинает выходить из кризиса после резкого падения производительности на треть. Но снижение мировых цен на нефть и остальное сырье пока не позволяет говорить о подъеме. (Сложно будет выйти даже на прошлогодние показатели.) Тем не менее машиностроители объединяются со своими коллегами из стран ЕАЭС, чтобы совместно решать имеющиеся проблемы
Машиностроение Казахстана переживает нелегкие времена. Так, из-за ухудшения экономической ситуации в России и девальвации рубля в первую очередь пострадала отрасль автомобилестроения. Ситуацию усугубила отмена с начала текущего года НДС и акцизов на автомобили, ввозимые физическими лицами через российско-казахстанскую границу. Как результат, за три месяца текущего года в страну по “серым” каналам хлынуло более 107 тысяч новых и подержанных автомобилей. “С рук” было продано автомашин в четыре раза больше, чем у официальных дилеров. Причем импортные авто продавались в 40 раз лучше отечественных. Поэтому производство легковых автомобилей в стране резко упало на 55,4 процента. Но не все так плохо: по данным МИР РК, производство автобусов для перевозки десяти или более человек возросло на 19,3 процента (на 167 единиц), грузовых авто - на 62,1 процента (726 единиц) и специальных авто - на 44 процента (36 единиц). Тем не менее, по прогнозам представителей автомобильной отрасли, по итогам 2015 года в секторе ожидается снижение объема производства более чем в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. В железнодорожном машиностроении также упали объемы производства в связи со снижением заказов со стороны АО “НК “Казахстан Темир Жолы”. В первом полугодии производство локомотивов и пассажирских вагонов вообще не осуществлялось, а производство грузовых вагонов было снижено на 83,4 процента (на 50 единиц). Не стала исключением и сфера производства электрооборудования, сокращение в которой произошло из-за снижения потенциального спроса со стороны основного рынка сбыта и сложной экономической ситуации в России, а также снижения ценовой конкурентоспособности казахстанской продукции электрооборудования из-за удешевления российского рубля. Производство сельскохозяйственной техники упало на 8,2 процента, в нефтегазовом машиностроении спад составил 16,7 процента. Но и здесь из-за снижения цен на нефть и отсрочки запуска Кашагана на неопределенный период позитивных новостей для производства машин и оборудования в нефтегазовом секторе пока не имеется. В целом по отрасли машиностроения спад составил около 30 процентов. Но есть и хорошая новость - август к июлю продемонстрировал 119 процентов роста. “Это говорит о том, что шок преодолен. Приспособились к ситуации и начали восстанавливаться. На подъем в июле - августе повлияло то, что правительство и президент выделили первый транш, средства из которого пошли в том числе на автокредитование. Таким образом, стимулируется спрос. Но самое главное, что мы этот инструмент внедрили”, - отметил первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау на машиностроительном форуме в Астане. Тем не менее он признал, что в начале текущего года ведомство оказалось неготовым к новым вызовам. “Мы ничего не могли сделать в ситуации, когда народ “рванул” в Россию за машинами, везде появились “серые дилеры”, - отметил он, добавив, что стране будет непросто выйти даже на объемы прошлого года. В министерстве считают, что действующие госпрограммы в сфере поддержки машиностроения нужно пересматривать и усиливать взаимодействие с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. В сентябре текущего года на заседании межправительственного совета представители правительств пяти стран ЕАЭС подписали решение, в котором были утверждены основные направления промышленного сотрудничества. Причем основной упор будет делаться на сотрудничество в сфере производства железнодорожной техники. По словам начальника отдела промышленных субсидий департамента промышленной политики ЕЭК Людмилы Цыбульник, в рамках ЕАЭС будет создана единая информационная база производителей железнодорожной отрасли с указанием выпускаемой продукции. Комиссией уже подготовлен проект рекомендаций, которые включают восемь направлений сотрудничества. Эта единая база повысит информирование сторон, позволит находить новых клиентов более простыми способами, а также совершенствовать межгосударственную систему стандартизации. В ближайшее время проект программы будет сформирован и направлен в правительство стран - членов ЕАЭС на согласование.
Астана |