Ботагоз Омар Через несколько лет более 60 процентов всей мировой торговли будет регулироваться не столько правилами ВТО, сколько нормами соглашений о зоне свободной торговли с ЕАЭС. По крайней мере, именно на это нацелены сегодня в Евразийской экономической комиссии
Ни для кого не секрет, что де-юре и де-факто рынок “пятерки” функционирует на основе норм и правил Всемирной торговой организации. Это позволяет странам - участницам Евразийского экономического союза становиться более открытыми и понятными для инвесторов, ведь это международные принципы. Однако уже и они не устраивают все страны, а потому все большее внимание сегодня акцентируется на интеграционных объединениях. Ведь в современном мире в одиночку нельзя ни выжить, ни быть услышанным.
Это особенно актуально, если учесть позицию Российской Федерации, которая находится в условиях санкций со стороны Европы и Америки. Наш северный сосед усилил взаимодействие с Китайской Народной Республикой. В то время как, учитывая географическую близость к КНР, каждая из отдельно взятых стран “пятерки” давно взаимодействует с Поднебесной. Евразийский экономический союз де-юре существует всего полтора года, а действует девять месяцев, но за это время он пополнился еще двумя членами - Республикой Армения и Кыргызской Республикой. Около 40 стран проявили интерес к созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС, подписан и первый договор с Социалистической Республикой Вьетнам.
Дальше - больше. Уже созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Израилем, Индией, Египтом, принято решение о создании такой группы с Ираном. Уже ведутся переговоры с КНР о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.
Как считает председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, при сохранении текущей интенсивности переговоров, которые ведутся по форматам зоны свободной торговли, через несколько лет более 60 процентов всей мировой торговли будут регулироваться не столько правилами ВТО, сколько нормами этих соглашений. “И в определенной степени буквально позавчера 12 министров торговли стран Тихоокеанского бассейна, включая США, подписали, парафировали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, которое теперь пойдет на одобрение в соответствующие парламентские структуры этих стран, и продекларировали, что внутри этого Транстихоокеанского партнерства сосредоточено 40 процентов мировой экономической силы”, - отметил глава ЕЭК.
|
В. Христенко
|
Выступая на Саммите по устойчивому развитию ООН в конце сентября, президент Казахстана отметил, что важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам, сокращая транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. На недавнем форуме в Астане по теме “Евразийская экономическая перспектива” спикер мажилиса Кабибулла Джакупов предложил государствам ЕАЭС разработать программу промышленного развития союза в сотрудничестве с Китаем. Для этого, по мнению спикера, можно было бы использовать не только финансовые средства самих государств, но и средства Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, фонда “Шелковый путь” и других финансовых институтов.
|
Б. Сагинтаев
|
“Нашим министерствам совместно с ЕЭК можно было бы подготовить и внести на рассмотрение главам государств Дорожную карту по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути”, - предложил он. Прогнозируется, что участие в этом проекте более 60 стран Евразийского континента позволит охватить более четырех миллиардов человек, активизировать экономики десятков стран, сделать взаимовыгодным и сбалансированным экономическое сотрудничество на значительной части земного шара. По итогам 2014 года товарооборот ЕАЭС с Китаем составил около 110 миллиардов долларов США. “В мае этого года президенты наших стран приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Подготовительная работа уже идет. Мы предполагаем, что официальные переговоры по этому соглашению могут стартовать в начале 2016 года”, - отметил Виктор Христенко.
|
Лу Хао
|
В ЕАЭС работа с китайскими партнерами строится сразу по нескольким направлениям. Так, прорабатывается соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, международных перевозках, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и Китая. Кроме того, ЕЭК прорабатывает формат выстраивания основы для системного диалога с китайскими партнерами по вопросам технического регулирования, санитарных, фитосанитарных мер, транспорта, электроэнергетики и по ряду других вопросов. Для этого подготовлен проект меморандума о сотрудничестве с Китайской Народной Республикой, который в настоящее время рассматривается в правительствах стран “пятерки”. Работа на этой площадке позволит в перспективе выйти на возможность создания общего экономического пространства Евразийского экономического союза и Китая.
|
С. Нарышкин, К. Жакыпов
|
По официальным данным, совокупный объем экономик государств - членов ЕАЭС и ШОС составляет 13 триллионов долларов США, или 16 процентов общемирового объема ВВП. Численность населения региона превышает полтора миллиарда человек, что составляет почти четверть проживающих на планете людей. Для активизации сотрудничества между странами ЕАЭС и ШОС имеются все предпосылки: географическая близость, транспортно-логистический потенциал, взаимодополняемость экономик, приверженность свободным правилам торговли. Как результат, в рамках сотрудничества ЕАЭС и ШОС может быть успешно реализован проект “Экономический пояс Шелкового пути”. Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |