|
Алла Иванилова Астана в очередной раз отличилась от других городов. Чтобы разгрузить городские дороги, чиновники предлагают изменить режим работы в образовательных учреждениях, государственных органах и национальных компаниях
Перенос рабочего времени чиновников в главном городе страны обсуждался уже давно. Еще в 2011 году работники госорганов обращались лично к премьер-министру страны Кариму Масимову с просьбой изменить график рабочего дня. Они предлагали режим трудовых будней с 7.30 до 17.30. Однако тогда глава правительства не согласился с такой инициативой, сказав: “Конкретно для Астаны мы этого делать не будем. Если это делать, то по всей стране”. На этом вопрос был закрыт. И вот недавно к нему вернулись. Причиной стали результаты мониторинга, проведенного ТОО “Астана LRT” совместно с международной компанией TYPSA в целях внедрения в Астане проекта “Новая транспортная система”. Он показал, что в утреннее время в столице наблюдается наибольшая нагрузка на улично-дорожную сеть. И именно изменение рабочего графика многих астанчан, по словам экспертов, позволит разгрузить дороги на 25-27 процентов. Исследования еще продолжаются, и в ближайшее время будет утвержден городской план по переводу рабочего времени и применению гибкого графика. При этом, по словам председателя правления ТОО “Астана LRT” Талгата Ардан, расширение дорог ситуации не поможет. По его данным, в столице на 870 тысяч жителей приходится 305 тысяч автомобилей, а через 3-4 года количество личных авто превысит 400 тысяч, прогнозируют транспортники. В частности, чиновники предложили разделить режим работы в Астане на шесть часовых поясов - с 7 до 10 часов утра. Разнести рабочее время предлагается по отраслевому назначению, то есть объекты здравоохранения, образования, спорта, коммунальных служб, силовых ведомств, и социально значимые объекты - ЦОНы, банки, строительные объекты, проектные институты и так далее. Частных компаний новшество касаться не будет. В первую очередь на новый режим работы перейдет сам акимат и его подведомственные структуры, центральные органы власти и нацкомпании. Что касается госучреждений, то большинство руководителей организаций положительно отнеслись к внедрению нового режима работы. Депутаты мажилиса парламента также выразили готовность приходить на работу раньше 7.40. А вот родителям школьников, которые тоже “попали” под гибкий график, это не пришлось по душе и вызвало негодование. Проведенный мониторинг выявил утренние заторы в районе расположения 17 столичных школ. В связи с этим было предложено перенести начало занятий для учащихся “проблемных” школ (№1, 3, 5, 6, 17, 31, 35, 38, 50, 53, 54, 56, 59, 60, 66, 70, 75) с 8.00 на 7.40 утра. Идея не понравилась психологам и педиатрам. По их словам, новый режим может повлечь ухудшение здоровья детей. Учитывая общественный резонанс, который был вызван таким решением, точку в этом вопросе поставила прокуратура. Проведя проверку, надзорный орган выяснил, что фактически такое решение городским управлением образования не принималось. Более того, прокуроры констатировали, что это предложение противоречит законодательству, и предупредили акимат о недопустимости нарушения закона и об установленной за это ответственности. При этом не будет нарушением, если начало уроков перенесут в сторону увеличения - с 9 или 10 часов утра. Позже в столичной мэрии предупредили: изменения не коснутся первоклашек. Сейчас этот вопрос обсуждается на родительских собраниях в школах, проводятся соцопросы.
Гибкий рабочий график действует во многих городах - Минске, Кишиневе и Берлине. В Москве, где проблема “пробок” стоит остро, еще в 2010 году все столичные госучреждения начали работать на час раньше - с 8 утра. Более того, в свое время экс-президент Дмитрий Медведев предлагал расширить административные границы Москвы и вынести за МКАД часть госучреждений, чтобы разгрузить дороги. В Пекине, где насчитывается более пяти миллионов автомобилей, напротив, чиновники стали позже на полчаса выходить на работу, что позволило сократить число спешащих на работу в час пик на 810 тысяч человек. Кроме того, в китайской столице действуют ограничения на выезд в город по номеру автомобиля. В понедельник нельзя ездить по городу автомобилям с номерами, которые заканчиваются на 3 и 8, во вторник - на 4 и 9, в среду - на 5 и 0, в четверг - на 1 и 6, в пятницу - на 2 и 7. Ограничение действует в течение суток, а не только рабочего времени. Таким образом, каждый рабочий день 20 процентов автомобилей остается дома, а их владельцы пользуются общественным транспортом. В Северной Корее этим летом приняли решение перенести начало рабочего дня на пять часов утра не из-за пробок, а из-за установившейся жаркой погоды. Новая мера затронула государственные учреждения, заводы и школы. Сотрудникам было предписано начинать работу в 5.00 (вместо 8.00, как было ранее) и заканчивать в 13.00. Новое расписание стало причиной многочисленных опозданий. Кроме того, такой график оказался неудобен для жителей, поскольку госучреждения закрываются очень рано. Сегодня многие ученые говорят, что раннее начало дня - ключ к продуктивности. Однако ведущий британский специалист по сну и циркадным ритмам Пол Келли из Оксфордского университета, напротив, призывает позже начинать рабочий и учебный день. По его словам, современное общество - общество “хронического недосыпания”. По мнению экспертов в области здорового сна, заставлять людей начинать рабочий день раньше 9 часов утра равносильно пытке. Основываясь на изучении возрастных особенностей, связанных с биологическими ритмами организма, ученые пришли к выводу, что в возрасте 10 лет занятия не должны начинаться раньше 8.30 утра, 16 лет - раньше 10.00, а 18 лет и старше - раньше 11.00. Взрослым следует приходить на работу к 10.00. Введение такого расписания защитит от дефицита ночного сна и хронического недосыпания, что приводит к плохой успеваемости и проблемам со здоровьем. Повсеместно принятый сейчас рабочий день с 9.00 подходит только людям старше 55 лет. Как показывает статистика, персонал компаний, которые заставляют своих сотрудников приходить на работу слишком рано, демонстрирует значительно меньшую производительность труда и чаще болеет. Более того, британский специалист констатирует, что у тех людей, которые вынуждены начинать свой активный рабочий день со смещением в два-три часа, страдают печень и сердце.
Астана |