|
Алан Байтенов Лето завершилось, городские жители вернулись к привычному образу жизни - дом, работа, дети пошли в школу, детский сад. Автоматически возросла и нагрузка на дорожную сеть. Сентябрь у нас всегда ассоциировался с пробками и нервозностью. Автомобилистов разом становится больше, да и ремонт дорог, что по плану идет летом, завершить еще не успели. Но в этом сентябре автомобилисты столкнулись еще с двумя барьерами, которые приходится преодолевать, - выделенная полоса для муниципального транспорта, куда въезд строго запрещен, и город, поделенный на платные секции парковки. Однако этот способ решить транспортные проблемы города их только добавляет - и без того не самые широкие дороги стали уже на целую полосу. А второе нововведение почти не оставляет места для маневра - все обочины центра города стали платными, и место для стоянки личного автомобиля на целый рабочий день найти стало еще сложнее
То, что в Алматы создадут выделенную полосу, должно было сыграть на руку в момент определения столицы зимней Олимпиады 2022 года. Но, как известно, Алматы уступил Пекину. Однако нововведение осталось. Городской транспорт, в частности, на одном из главных проспектов Алматы - Абая - с середины лета имеет свой выделенный “канал”. И, как показывают два месяца использования этой “веделенки”, городскому пассажирскому транспорту передвигаться стало вроде как легче. Сократили время в пути и затраты на топливо. Тем самым пассажирский транспорт, наконец, у нас попытался стать реальной альтернативой персональному транспорту. И все бы ничего, тем более что выделенной полосой пользуются практически во всех крупных городах мира. И вполне успешно. Но у нас сделать так, чтобы было всем хорошо, не смогли. То есть, как это у нас принято, отобрали у одних и отдали другим. Ведь откуда взяли ту самую полосу для общественного транспорта? Срезали одну из трех на серьезно загруженной улице города. На проспекте Абая в часы пик и так было сложно. Приходилось (это было еще до введения отдельной полосы) выставлять на каждом перекрестке сотрудников полиции - они-то и делали “зеленую волну”. Иначе передвигаться было просто невозможно. К слову, на Абая стекаются потоки поменьше. И в самый пик приходилось простаивать в пробке, чтобы попасть на магистраль, до часа. Сейчас это время еще увеличилось. Ну, правда, машин не стало меньше (скорее больше), а пропускная способность только уменьшилась. Опять-таки нервы, повышенный расход топлива и ухудшение экологической обстановки в городе. К слову, увеличилось и количество мелких ДТП. Что позитива горожанам также не добавляет. В чем здесь рационализаторство? И этот вопрос задаем не только мы - автомобилисты города, которых большинство. Мол, мы оплачиваем топливо, с наших налогов живет вся дорожная система, а нас при этом серьезно притесняют - с недавнего времени еще и на целую полосу!
К слову, “модернизация” проспекта Абая - это только начало. Далее хотят сделать нечто подобное и на других крупных магистралях. На Аль-Фараби - в районе Маркова, если двигаться в западном направлении, уже появилось нечто подобное. И теперь, выезжая, к примеру, с Сейфуллина, нужно постараться, чтобы не угодить в ловушку (чуть проскочил - обязан будешь повернуть направо, на улицу Маркова). В час пик это очень неудобно - ты стараешься перестроиться и не нарушить правила. При этом мешаешь всем - основному потоку и тем, кто собрался съехать с Аль-Фараби. Но это еще ничего, а если введут и здесь полосу для общественного транспорта, “канал” сожмется еще сильнее. Как следствие аварии, пробки из-за обязательного перестроения и серьезные штрафы. Это на случай, если вдруг посмеешь нарушить требования разметки. К слову, на Абая так и происходит - некоторые сотрудники полиции специально патрулируют улицы в сложные часы и, пользуясь безысходностью (ситуации бывают разные - иногда просто приходится выезжать на полосу общественного транспорта), нещадно штрафуют автолюбителей. Получается, как на охоте, главное - загнать, а там только успевай “стричь”. Все это добросовестным налогоплательщикам позитива не добавляет. К тому же все, как в детской сказке. А можешь сделать две шапки? Могу. А можешь семь? И семь могу... Чем закончилось, все мы помним. Вот и городские власти пытаются найти нечто там, где этого нет физически. Ведь на самом деле - как можно решить проблему городского транспорта, полагаясь только на ведро краски? Эта осень показала нам еще кое-что интересное. Отныне центр города полностью стал платным. С одной стороны, отличное решение - жилеты, собирающие дань непонятно кому и зачем, ушли. Их место заняли люди в специальной форме и с “наладонниками”. И вроде как все по-честному - чеки, налоги, рабочие места. Отлично, но только общий наш город в момент стал полностью платным - альтернатив нет. То есть бесплатно встать ты больше не можешь - такое ощущение, что кто-то выкупил все обочины! Интересно только - на каком основании, согласно какому документу или решению городского маслихата, акимата, приняли это? Никто ничего не говорит. При этом раньше были варианты, платить или нет - твое личное право. И мы давали деньги (если давали) не за стоянку, не за аренду места, а за услугу - вроде как этот человек нам помогал выехать с парковки. Теперь же мы платим в любом случае, так как платим за использование, казалось бы, общей земли. А ведь еще и угрожают - мол, если не заплатите, выпишем штраф! Серьезно?! Интересно, каковы на это основания? С точки зрения закона ты чист - правила парковки не нарушил, да и заставить платить тебя закон (по крайней мере, в сегодняшней редакции) тоже не может. Но многие верят и послушно отдают деньги. Большую роль играют форма и аппаратура на руках. Кстати, берут ли контролеры копеечку себе? Не ловили, не знаем. Но вписать машину в программу, что рассчитает стоимость стоянки, или нет, решает только один человек. В общем, опять нас заставляют платить ни за что и неизвестно кому. И больше автомобилистов не рады такому новшеству жильцы домов, что расположены рядом с платными парковками. Теперь только их двор остался бесплатным. И еще немного о платной парковке. Везде, в любом месте есть понятие “человеческое отношение”. Но, похоже, не у нас. К примеру, тебе необходимо срочно остановиться. Ты знаешь, что стоять будешь не более пяти или десяти минут. Но в нашем случае, как только ты встал, сразу же обязан оплатить целый час стоянки. Нет даже тарификации, мол, до 15 минут бесплатно. Минута, две, три - никого не волнует! Тебе выпишут квитанцию как за час простоя. Мол, такие правила, придуманные неизвестно кем и зачем. Что такое взрыв? И что такое - критическая масса? Вдаваться в подробности не будем, но все мы понимаем, что это реакция, в которую вносят вклад, казалось бы, совершенно пустяковые сами по себе явления. И каждое действие - будь то затор на дороге, поднятие цен, девальвация, коррупция, плата за общее, отказ пересчитать заработную плату исходя из актуальной ситуации - поднимает давление. И формирует протестное настроение. И, казалось бы, “мелочи”, к которым государство во всем своем масштабе не имеет отношения (так как это инициатива, как правило, отдельных лиц и ведомств), очков лояльности к государству как таковому как минимум не добавляют. И здесь стоит выбрать, что важнее - спокойствие граждан не в самой стабильной ситуации или те самые “мелочи”, к которым отношение как к мелочам, что якобы дает право не замечать их. |