|
Алла Иванилова К существующим трем ветвям власти в скором времени добавится еще одна - народная. В Казахстане планируют создать общественные советы, которые будут не только принимать активное участие в вопросах государственного управления, но и вносить рекомендации, обязательные к рассмотрению госорганами
Сегодня в Казахстане существует немало общественных советов, которые курируют различные направления. Они есть практически на разных уровнях - от села до центральных госорганов. Однако их роль номинальная, и они не имеют законодательного статуса, поэтому чиновники намерены частично отдать бразды правления населению. Ведь власть служит народу, а не наоборот. Недавно в мажилисе парламента презентовали законопроект “Об общественных советах”, который был разработан депутатами во исполнение 99-го шага плана нации “100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ главы государства” и программы противодействия коррупции партии “Нур Отан” на 2015-2025 годы. Целью документа является закрепление правового статуса, порядка формирования и организации деятельности данных советов. Возникает резонный вопрос, зачем плодить столько советов, и вспоминаются слова российского государственного деятеля Виктора Черномырдина, который в свое время говорил: “Какую бы общественную организацию мы ни создавали - получается КПСС”. В республике только по линии Ассамблеи народа Казахстана 1470 советов общественного согласия! Кстати, на их основе первоначально предлагалось создать общественные советы, однако, придя к выводу, что у первых иное предназначение, парламентарии отказались от этой идеи. Депутаты уверяют, что созданные советы не превратятся в КПСС. Это консультативно-совещательные и наблюдательные органы, образуемые общественными институтами совместно с министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав правительства, структурами, подчиненными и подотчетными президенту, за исключением спецорганов, а также с органами местного государственного управления. Они являются автономными и самостоятельными и не будут находиться при ком-то. Прежде всего “новые” советы будут заслушивать первых руководителей госорганов и акимов, инициировать и проводить общественные слушания, вносить предложения по совершенствованию законодательства и осуществлять общественный контроль. Так, предусматривается обязанность разработчиков направлять проекты нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, в общественные советы для обсуждения и выработки рекомендаций. В свою очередь, “глас народа” в течение десяти рабочих дней с момента поступления законопроекта готовит соответствующие рекомендации, которые являются обязательным приложением к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом его последующем согласовании с заинтересованными государственными органами. В случае несогласия разработчика с рекомендациями он должен в течение десяти рабочих дней направить ответ в общественный совет с обоснованием своих причин. Такие советы будут образовываться на двух уровнях - республиканском и местном. При этом их функции на уровне аула, села, поселка, сельского округа, города районного значения возлагаются на собрание местного сообщества. Количество представителей гражданского общества в общественном совете должно составлять не менее двух третей от общего числа его членов. Но самое главное - рекомендации представителей народа являются обязательными для рассмотрения государственными органами. В разработанном депутатами законопроекте подробно расписан порядок формирования общественных советов (их должны возглавлять авторитетные общественные деятели) и регламентированы механизмы осуществления общественного контроля, все его формы, такие как мониторинг, слушания, экспертиза, заслушивание отчета о результатах работы государственного органа, а также порядок их организации и проведения. Конечно, гражданский сектор на ура воспринял такие инициативы, поскольку это уникальная возможность выйти наконец-то из тени, стать не свадебным генералом, а серым кардиналом. С другой стороны, настораживает исполнение закона. Будут ли созданные советы эффективны, ведь сегодня их тысячи, а эффект почти нулевой. Поэтому главное - не количество, а качество. Кроме того, высказываются опасения, что такие “народные органы” могут стать трибуной для популистских лозунгов, этакой театрализованной площадкой. Поэтому предлагается ввести ответственность для общественных советов.
Астана |