Константин Маскаев Длительный процесс дискуссий и общественных разногласий относительно создания в Казахстане банка ядерного топлива сегодня завершился в пользу последнего. Вчера в Астане Казахстан подписал с МАГАТЭ соглашение о создании банка низкообогащенного урана (НОУ). От Казахстана документ подписал глава МИДа Ерлан Идрисов, от МАГАТЭ - гендиректор организации Юкия Амано. Как и предполагалось прежде, новый объект разместят в Усть-Каменогорске на территории Ульбинского металлургического завода в составе нацкомпании “Казатомпром”
Зампредседателя комитета атомного энергетического надзора и контроля Минэнергетики РК Тимур Жантикин сообщил, что банк сможет принять материал в 2017 году. В нем планируют хранить низкообогащенный уран, предназначенный для нужд атомной энергетики. Приобретать материал из банка будут государства - члены МАГАТЭ, которые не имеют возможности купить его на коммерческом рынке. Мы уже писали, что Казахстан выступил с инициативой разместить на своей территории международный банк НОУ под эгидой МАГАТЭ в апреле 2010 года на Глобальном саммите по ядерной безопасности, проходившем в США. Напомним: на той исторической встрече присутствовали лидеры 47 ведущих стран - членов так называемого ядерного клуба. Еще в 1992 году объявив об отказе от ядерного оружия, Казахстан выразил стремление продолжить развивать мирное использование атома. Тем не менее практически сразу появились лоббисты, которые транслировали мнение об исключительной опасности, которую создадут власти Казахстана вместе с появлением банка на своей территории. Подменяя понятия, противники банка НОУ говорили о создании в Казахстане свалки ядерных отходов. Потребовались разъяснения на самом высоком уровне, что использование ядерной энергии, производство компонентов и ядерного сырья в мирных целях входит в число высокодоходных и перспективных отраслей экономики и в современных технологических условиях не вызывает опасений. Стремление Казахстана к созданию безъядерного мира очевидно и ни у кого не вызывает сомнений. А это весомый аргумент в вопросе гарантированного доступа стран-потребителей к ядерному топливу на недискриминационной основе. В пользу Казахстана сыграло и наличие уже готовых инфраструктуры, технологий, интеллектуального багажа, исследовательского и экспериментального опыта. Речь о бывшем Семипалатинском ядерном полигоне, ныне входящем в Национальный ядерный центр.
Все эти аргументы склонили мнение международного сообщества и чиновников МАГАТЭ в пользу Казахстана. Банк будут создавать вскладчину. На его создание и функционирование в течение первых десяти лет страны-участницы выделили около 150 миллионов долларов: фонд “Инициатива по сокращению ядерной угрозы” (NTI) предоставил 50 миллионов долларов, Норвегия - 5 миллионов, США - 49 миллионов, ОАЭ - 10 миллионов, Кувейт - 10 миллионов, ЕС - до 25 миллионов евро. Расходы Казахстана составят на данном этапе 400 тысяч долларов в виде финансов и вложений в инфраструктуру и персонал. Впредь страны, которые обладают атомными электростанциями, в случае затруднений с поставками топлива из традиционных источников смогут приобрести его в казахстанском банке. Одновременно с помощью банка НОУ в МАГАТЭ надеются убедить государства отказаться от создания собственных топливных циклов. Аргументы в пользу проекта высказывает сопредседатель фонда NTI Сэм Нанн, чьи слова приводит “Ъ”: “Если десятки стран, заинтересованных в развитии атомной энергии, начнут самостоятельно обогащать уран, риск распространения опасных ядерных материалов и оружия выйдет за пределы критической точки. Именно так это было с Ираном. Банк же даст странам альтернативу”. Казахстан вместе с проектом получает имиджевые дивиденды и рассчитывает в перспективе на коммерческую прибыль. В банке планируют хранить гарантированный запас низкообогащенного урана (в виде гексафторида) в пределах 90 тонн - для производства топливных сборок атомных электростанций. Такого запаса достаточно, чтобы управлять легководным реактором мощностью 1000 МВт. Создаваемое в Казахстане хранилище будет первой подобной структурой, находящейся под контролем не одной конкретной страны, а всего мирового сообщества в лице МАГАТЭ. Поставщика гексафторида урана МАГАТЭ определит на конкурсной основе. Тут у Казахстана равные шансы. Участие в тендере можно осуществить через совместное казахстанско-российское предприятие “Центр по обогащению урана” (ЦОУ), на паритетной основе принадлежащее “Казатомпрому” и российской топливной компании ОАО ТВЭЛ в составе “Росатома”. Начало дискуссии по созданию банка НОУ пришлось на процесс переговоров по иранской ядерной проблеме. Участники переговоров питали надежду, что наличие такого банка позволит Ирану охотнее отказаться от стремления развивать собственный ядерный цикл. Однако, как известно, на переговоры с Ираном ушло еще шесть лет - сделку, предусматривающую ограничение иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций, заключили лишь месяц назад. Тем не менее репутация Астаны на фоне этого решения только возрастает. Казахстан не только вносит вклад в поддержание режима нераспространения, но и оказывается напрямую причастен к исторической иранской сделке. Создание банка НОУ и ввод его в эксплуатацию завершат к 2017 году. |