|
Ольга Шишанова Накануне нового учебного года в двух областях Казахстана закроют 17 школ, а пять реорганизуют. И если в Костанайской области власти ссылаются на малокомплектные учебные заведения, которые якобы не соответствуют государственному нормативу, то в управлении образования Западно-Казахстанского региона считают, что государству попросту невыгодно содержать полупустые классы. В целях экономии под шумок собираются закрыть и единственную в Казахстане школу для трудных подростков на востоке республики
Такая инициатива не новшество в образовательной сфере Казахстана - за последние несколько лет, по данным сената парламента РК, в Казахстане закрыли и расформировали почти сто школ. Самый крупный инцидент случился несколько лет назад в СКО, где на грани закрытия оказалось около полусотни средних школ. Правда, случилось это не накануне 1 сентября, а в самый разгар учебного года. Местные службы ЧС, которые неожиданно нагрянули с проверочными рейдами, внезапно решили, что нахождение в учебных заведениях региона стало вдруг опасным из-за негодного противопожарного состояния. Еще одной причиной для закрытия школы, вплоть через решение суда, может стать нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Но это так, “мелочи”, хотя именно этим отличаются и чаще других почему-то “грешат” школы Южно-Казахстанской области, причем в любое время года. Для того чтобы в экстренном порядке исправить ситуацию, директорам многих учебных заведений тогда, вместо того чтобы готовить школу к новогодним праздникам, пришлось делать ремонт, пойдя на сокращение уроков и перемен и даже отменив занятия в начальных классах. Хотя надо отдать должное и работникам ЧС - учебный год большинство североказахстанских школ в тот раз начинали вообще без паспортов готовности. Обратить более пристальное внимание на ненадлежащее состояние противопожарной безопасности заставила лишь трагедия, которая случилась в Талдыкоргане, когда в огне погибли 39 пациентов наркологического диспансера. Что касается школ ЗКО, то их численность продолжает неуклонно сокращаться, вызывая беспокойство не только педагогов, но даже столичных чиновников Минобразования - в прошлом году на западе Казахстана закрыли 10 школ, в нынешнем году на очереди еще восемь. Все дело, оказывается, в учащихся, количество которых должно соответствовать государственному стандарту. Согласно ему, в средней школе должно насчитываться не менее 81 учащегося, в основной - не менее 41, в начальной - не менее пяти. Поэтому, как говорят специалисты, в регионах реформирование школ в основном связано с миграцией населения, что вроде как вынуждает местные власти, если в сельских школах нет необходимого количества учащихся, закрывать их, поскольку “государству становится невыгодно содержать полупустые здания”. Но не все так просто. Год назад с 1 сентября был запущен новый пилотный проект подушевого финансирования, который внедрили в полусотне казахстанских школ в четырех регионах республики. Его нормой стало получение определенного количества финансирования на одного ученика, соответственно, чем больше в школе детей, тем больше должно быть выделяемое на школу финансирование. Однако, как выяснилось, проект распространяется по установке Госпрограммы развития образования, рассчитанной до 2020 года, что означает переход на систему подушевого финансирования школ республики вне зависимости от первых полученных результатов. И значит, уже с 1 сентября нынешнего года “все казахстанские общеобразовательные школы должны перейти на такой способ финансирования”. И все бы ничего - в конце концов, кто отказывает школам в здоровой конкуренции, кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок учился в хороших материально-технических условиях по новейшим учебникам и с использованием современных технологий. Но вместе с тем ряд мировых экспертов уже сегодня признают, что “практика действия подушевого финансирования школ дает весьма неоднозначный эффект”. А значит, школьники снова могут оказаться в роли подопытных кроликов, на которых пробуется нововведение, и от которого, обжегшись, собираются отказываться во многих странах, где его попробовали ранее, чем в Казахстане. Хотя уже подушевое финансирование, считают эксперты, может, и приводит к “закрытию значительного количества школ в Казахстане”, несмотря на то, что проект внедрили в сентябре прошлого года, но подготовка к нему шла в течение нескольких предыдущих лет. Именно тогда в регионах - где три года, где пять лет назад - и начали закрывать учебные заведения под лозунгом оптимизации учебных заведений. В качестве более раннего примера подтверждения, что именно так и должно было случиться, можно назвать такие страны, как Азербайджан, Армения, Грузия, где подушевое финансирование резко сократило сотни школ в регионах этих государств. А в России только пару лет назад закрыли более 20 тысяч школ. Что касается стран дальнего зарубежья, то в Польше, Чехии и Венгрии в результате “ускоренного и непродуманного внедрения подушевого финансирования закрыли сотни сельских школ, в которых были сокращены тысячи учителей”. Что привело к росту безработицы, падению уровня образования на селе и, как следствие, росту социальной напряженности. Кстати, в списке “неблагонадежных” в Казахстане могут оказаться не только сельские и региональные малокомплектные учебные заведения, но и “нерентабельные”, которым не достанет финансирования. Как, собственно, и произошло в России, где “основной причиной закрытия школ стала недостаточность выделяемых, согласно подушевому финансированию, средств”. Неслучайно сегодня в Оренбуржье власти, буквально напуганные складывающейся ситуацией закрытия школ, в качестве “пилотного проекта наоборот” этот процесс собираются остановить, вернув и расширив сеть сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в связи с поддержанием стабильного потока получения финансирования в России создавали “целые коррупционные схемы с “мертвыми душами”, особенно касающиеся получения будущих грантов для самих школ, которые бы повлияли на мифическое качество и якобы достойный результат в плане применения подушевого финансирования. Масла в огонь подливала и формула вычисления нормативов финансирования, которую не совсем, по их собственному признанию, понимают даже эксперты. Как быть в этом случае Казахстану, пока не ясно, ведь для республики характерны огромные территории с их неравнозначностью социально-экономических и географических условий, а значит, республике также “грозят” вычисление и применение нормативного коэффициента. А учитывая же, что право распределения госзаказа на подушевое финансирование в казахстанских школах будет принадлежать местным исполнительным органам, вряд ли кто-то сможет дать стопроцентную гарантию отсутствия коррупционных правонарушений в этой сфере и у нас в стране.
Астана |