|
Кто сильней: аким или министр?
Юлиана Жихорь
Депутаты всегда озабочены проблемами своих избирателей. Точнее, финансами, выделяемыми на решение этих проблем
Гульнара Исимбаева, посетовав на то, что не успела во время полуторачасового отчета премьер-министра в парламенте задать ему свой вопрос, обратилась к нему письменно. Она указывает на то, что сейсмоусиление объектов образования и здравоохранения Алматы идет медленными темпами: в 2004-2005 годы, в период действия Программы сейсмоусиления, было усилено всего 78 организаций, что составляет меньше трети всего необходимого объема. “В проекте трехгодичного бюджета, - недоумевает она, - сейсмоусиление по городу Алматы снято полностью”. И попросила Карима Масимова выделить из республиканского бюджета на 2009 год на эти цели 1,228 миллиарда тенге.
Другим депутатам повезло больше, и они все же успели пообщаться с премьером лично. Так,
Владимир Нехорошев, поднимая все ту же финансовую тему, вопросил: почему до сих пор систематически не исполняется бюджет? “В Бюджетном кодексе отсутствует ответственность госчиновников за нецелевое использование средств. Мы неоднократно поднимали этот вопрос и ставили, чуть ли не до введения уголовной ответственности за эти дела”, - озвучил он и свое недовольство.
Масимов поддержал депутата: мол, знаем о проблемах. “По итогам 9 месяцев у нас будет отчет перед главой государства. Я буду докладывать конкретно, и те, кто виновен в неисполнении задач, которые поставил глава государства, понесут соответствующее наказание”, - пообещал он. Но вот проблема - вопрос этот системный и требует не столько наказания, сколько глубокого реформирования. “Тот или иной министр берет деньги и трансфертом переводит их в область, - рассказал премьер. - И возникает вопрос. Министр говорит: “А я за что отвечаю? Я только перевел деньги. Пусть аким отвечает”. А у акима какие-то свои возникают проблемы”. Масимов пообещал, что с принятием нового Бюджетного кодекса вопрос распределения ответственности будет снят. “Предусматривается меморандум между соответствующим профильным министерством и акиматом, где конкретно должно быть расписано, кто за что отвечает и кто за что несет персональную ответственность... Иногда это вызывает улыбку, когда аким с министром начинают препираться: нет, ты виноват, нет, ты”, - грустно улыбнулся премьер.
Николай Турецкий поинтересовался более интимными вещами. По депутатской информации, “резерв правительства не всегда используется по назначению”.
Масимов долго доказывал, что используется туда, куда надо. “Если бы не было такой ситуации, так сказать, турбулентности в экономике, тогда правительству такой резерв, который мы попросили у вас в этом году, не был бы нужен. Но именно в течение этого года благодаря резерву мы имели возможность оперативно вмешиваться в ситуацию и поддерживать экономику”. Глава МЧС Владимир Божко поддержал шефа, сообщив, что без резерва не удалось бы “абсолютно оперативно реагировать на возникающие ЧС”, перечислив к тому же, куда в этом году были направлены госсредства.
Шавхат Утемисов поинтересовался, “есть ли у правительства четкая система контроля за выделенными бюджетными средствами” для государственных холдингов. Мол, хотелось бы увидеть, достигли ли институты развития заданных целей. И есть ли они у них вообще. На что Карим Масимов клятвенно заверил депутатов: цели есть, и правительство о них знает. А вот насчет исполнения... “Но мы будем требовать”, - пообещал глава Кабмина.
Астана |