Ботагоз Омар Намерения запустить единый рынок госзакупок в странах ЕАЭС озвучиваются с 2012 года. И хотя еще в прошлом году казахстанские топ-менеджеры заявляли, что с нашей стороны все давно готово и они только ждут партнеров по “тройке”, в действительности между Россией и Беларусью этот процесс давно идет полным ходом. Запаздывает наша страна
По мнению казахстанских топ-менеджеров, одним из главных тормозов запуска единых госзакупок стран ЕАЭС является применение в России и Беларуси бумажных конкурсов. “Это очень важная позиция, потому что проведение в бумажном формате означает закрытие этого рынка от поставщиков других стран”, - говорил еще в прошлом году в интервью “НП” глава ТОО “Центр электронной коммерции” (ЦЭК) Евгений Теремов. Как известно, получать конкурсную документацию и взаимодействовать с заказчиком сложнее на бумаге, чем в электронном формате, и прозрачность с переходом к электронным закупкам увеличивается.
С 2012 года все госзакупки в Казахстане проводятся исключительно в безбумажном режиме. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2013 году доля электронных закупок трех стран составила 42 процента. По их прогнозам, в текущем году этот показатель будет доведен до 60 процентов. “Поэтому, несмотря на то, что по договоренностям в рамках Таможенного союза национальный режим госзакупок между тремя странами планировали запустить с начала 2014 года, сейчас мы ждем, когда наши коллеги из России и Беларуси выполнят нормы по проведению электронных закупок и решат вопросы с признанием электронной цифровой подписи. После этого национальный режим будет запущен. Казахстан к этому сейчас полностью готов”, - отметил Евгений Теремов. Пока наша страна ждет, в российских и белорусских источниках указывается на активное взаимное участие бизнесменов в госзакупках двух стран. Так, в 2011 году белорусскими поставщиками в России был заключен 131 контракт на сумму 162,8 миллиона рублей, в 2012-м - 246 (214,7 миллиона), в 2013-м - 206 (227,8 миллиона). Активное участие принимают и российские поставщики в Беларуси: в 2011 году победителями конкурсов стали 396 компаний (общая стоимость закупок составила 40,5 миллиона долларов США), в 2012-м - 589 (на сумму 98,4 миллиона долларов), в 2013-м - 630 компаний (54,9 миллиона американских долларов). Что касается участия казахстанских компаний в России и Беларуси и, соответственно, российских и белорусских у нас, то в ЦЭК на официальный запрос не ответили, сообщив по телефону, что эти данные лучше адресовать в ЕЭК. В материалах, отправленных нам по электронной почте пресс-секретарем комиссии, имеются лишь данные об участии казахстанских компаний в госзакупках Беларуси в 2013-2014 годах. За эти годы всего три фирмы из Усть-Каменогорска и Костаная выиграли пять конкурсов на общую сумму 3,8 миллиона долларов США. Они поставили белорусским коллегам керамические изделия, пшеницу и цинк в чушках. Строит ли подчеркивать, какую роль для казахстанского бизнеса играет участие в госзакупках ЕАЭС, если учесть, что объем госзакупок четырех стран составляет 266 миллиардов долларов США (в России - 250,4, в Казахстане - 9,3, в Беларуси - 5,1, в Армении - 1,2). Для сравнения, объем государственных закупок 28 стран Евросоюза вместе взятых составляет 300 миллиардов в пересчете на доллары.
На недавней встрече с журналистами министр ЕЭК Нурлан Алдабергенов говорил, что работа по единым госзакупкам между Россией и Беларусью началась еще в 2013 году, Казахстан присоединился к этой работе лишь в 2014-м. “Мы в 2016-2017 годы ставим задачу перед исполнительными органами, которые осуществляют государственные закупки, с тем, чтобы дать возможность каждому предпринимателю: первое - участвовать в электронных закупках, второе - заключать договора, подписывать в электронном формате в режиме онлайн. То есть не выезжая в другую страну”, - отметил министр. Для этого необходимо решить вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи в странах ЕАЭС. “Мы думаем, что в 2015 году мы разрешим этот вопрос, а в 2016 году полностью должны перейти”, - считает Нурлан Алдабергенов. Как отметил на этой неделе в ходе брифинга вице-министр финансов РК Руслан Бекетаев, после проведения процедуры взаимного признания электронных цифровых подписей может увеличиться число российских и белорусских компаний, участвующих в закупках в Казахстане. На сегодняшний день процент нерезидентов составляет всего 0,01 процента. Не успели мы обеспечить интеграцию в рамках ЕАЭС по единому рынку госзакупок, как в условиях членства в ВТО перед казахстанским бизнесом появился новый вызов: в ближайшее время нас ждет доступ компаний стран - членов Всемирной торговой организации.
Астана
|