|
Алла Иванилова Благотворительность в Казахстане не стимулируют. Поэтому представители казахстанского бизнеса не спешат к добровольному вкладу в развитие социальных программ, в первую очередь, опасаясь налоговых последствий и дополнительных затрат. Убрать эти “издержки” должен помочь законопроект “О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности”, который сейчас находится в парламенте. Однако далеко не все ратуют за принятие столь долгожданного документа
Лишь около одного процента казахстанцев постоянно занимаются благотворительностью. Тогда как для подавляющего большинства понятие милосердия сводится к милостыне старушке и передаче ненужных вещей в детские дома. На сегодняшний день казахстанская благотворительность характеризуется хаотичностью, отсутствием постоянства, сосредоточена на инвалидах и детях-сиротах. Она становится массовой во время празднования каких-либо религиозных и других праздников и сводится к нулю по истечении торжественных дней. Что касается различных НПО, то и здесь обитают “мертвые души”, которые активизируются на время реализации какого-либо гранта и закрываются тогда, когда он исчерпан.
В целом отечественный “рынок” благотворительности можно оценить в 300-400 миллионов тенге. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки на благотворительность ежегодно тратится два процента ВВП этой страны. Но проблема не в “скупости” народа, а в налогах, которыми “убивается” доброе начало. Многие крупные компании готовы дать “милостыню”, однако для них самый главный барьер - это высокое налогообложение. В настоящее время стимулом для казахстанского бизнеса, пожелавшего заняться благотворительностью, является возможность использовать на эти цели всего лишь три процента от облагаемого корпоративным подоходным налогом дохода. Если же выделяемая сумма оказывается больше, то, соответственно, неизбежно начисление налога. То есть получается, государство наказывает за социальную ответственность. Поэтому лишь крупные корпорации с большим налогооблагаемым доходом декларируют свои расходы на благотворительность. При их доходах три процента - это приличная сумма. А вот малому и среднему бизнесу их благие дела только галочка в имидже. Для сравнения: в развитых странах государство стимулирует предпринимателей, разрешая потратить на благотворительность в среднем 10-20 процентов от дохода, не начисляя на эти расходы налог на прибыль. Так, к примеру, на Западе есть специальные благотворительные организации, которые получают большой объем льгот. От налогов освобождаются общественные организации и их финансовые доноры и бенефициары. Нередко те предприниматели, которые решили заняться благотворительностью, становятся объектом бесконечной “дойки” со стороны госорганов, которые стараются их привлечь к различным мероприятиям - начиная от оформления городов, участия в акциях и заканчивая оплатой ресторанов и проживания vip-гостей. Естественно, такой подход, как и Налоговый кодекс, навсегда отбивает желание быть добрым. Сегодня, по словам бизнесменов, им проще заниматься благотворительностью “по-черному”: купить, привезти, подарить без каких-либо бумаг. Однако здесь нет никакой гарантии, что помощь дойдет до адресата. Казахстанский бизнес готов работать “по-белому”, если чиновники не будут душить налогами. Бизнесмены не просят полностью освободить их от налогового бремени, а лишь ту часть, которая жертвуется на благотворительность. Парадоксальная ситуация возникает, когда бизнес хочет помочь госучреждениям, в частности, больницам. Здесь нет никаких налоговых стимулов - им приходится платить 20 процентов корпоративного налога и 12 процентов НДС. По мнению некоторых экспертов, таким образом государство “защищается” от коррупции. Размышляя примерно так: если объектом благотворительности станут госучреждения, то это приведет к сговору между чиновником и благотворителем - за благотворительную помощь можно будет закрыть глаза на отдельные нарушения, выявленные в ходе проверки, либо в ускоренном порядке получить разрешение на какой-либо вид деятельности (лицензия, аккредитация и пр.), преимущества при размещении госзаказа, а также убрать конкурента. А может, чиновники правы? Ведь благотворительность - это палка о двух концах. Можно действительно помогать ближнему или под видом благодетеля избавить себя от налогов. Если предприниматели “выбьют” налоговые преференции, то благотворительность привлечет “недобросовестных” бизнесменов. Благодаря возможности легально привлекать и в дальнейшем сосредотачивать значительные денежные средства благотворительные организации станут эффективным инструментом “отмыва” и хищения денег. К примеру, в России, где для меценатов действуют различные преференции, в благотворительные организации только 15 процентов пожертвований поступает от бизнеса, остальная часть - 85 процентов - направляется по государственным каналам. Нередко на самом деле они идут на иные цели, чем было заявлено, в том числе для последующего расхищения. Также российские банки вкладывают в благотворительность 1,7 процента прибыли, в то время как в развитых странах эти пожертвования не превышают одного процента. Это дает основание полагать, что в дальнейшем часть внесенных средств, вполне возможно, вновь возвращается их бывшим владельцам в виде так называемого черного нала, не облагаемого подоходным налогом. Поэтому идея благотворительности в отдельных случаях может деградировать и притянуть недобросовестных лиц, стремящихся для личного обогащения использовать определенные льготы меценатам и спонсорам. О готовности казахстанцев на меценатство говорят и различные рейтинги. Так, по данным Charities Aid Fondation, Казахстан в прошлом году занял 101-е место из 135 стран в мировом рейтинге благотворительности. С 2010 года мы поднялись на 10 баллов, в то время как Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан входят в первые десятки, но у них уже давно работают полноценные законы о благотворительности. В нашей стране разработкой закона “О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности” начали заниматься еще 15 лет назад. Документ шесть раз поступал в парламент, но почему-то его отклоняли, и он на долгие годы затерялся где-то между правительством и парламентом. И вот, наконец, в этом году был представлен новый законопроект, над концепцией которого работали три года. По словам депутатов, он снимет излишнее администрирование и даст зеленый свет благотворительной деятельности в республике, что особенно важно на фоне мирового финансового кризиса, затронувшего и Казахстан. Новый закон объединит в себе понятия “благотворитель” и “спонсор”, которые ранее регулировались Налоговым кодексом. Также в документе появится понятие “меценат”. Закон будет предусматривать льготы для этой категории в виде сокращения корпоративного налога до 10 процентов. Однако некоторые руководители благотворительных организаций считают, что данный законопроект не содержит самого главного - стимулирования и поощрения бизнеса. Если он будет принят в существующем виде, благотворители и дальше будут облагаться налогами. По их словам, было бы больше пользы, если бы физическое лицо, которое 5 процентов своего дохода тратит на благотворительность, освобождалось от уплаты налога на транспорт. Такую меру, как “государство стимулирует путем становления и присуждения государственных наград и почетных званий”, они считают неэффективной. Как показывает мировая практика, единственный эффективный механизм для стимулирования оказания благотворительной помощи - не облагать налогами и сборами пожертвования. Это куда важнее, чем звание “Заслуженный меценат”. Законопроект предполагает принцип “прозрачности и гласности”, однако сегодня далеко не все хотят афишировать свои благие дела. Поэтому многие руководители благотворительных организаций уверены, что с принятием закона появится много обязательств и никаких преференций. Однако то, что закон до сих пор в республике не принят, хотя существует во многих странах, доказывает, что у государства есть опасения относительно того, что налоговые послабления для бизнеса могут сыграть злую шутку. Но прежде чем в стране появится закон о благотворительности, спонсорстве и меценатстве, у населения необходимо воспитывать культуру милосердия. Давно подмечено - чем выше зарплата, тем труднее человек расстается со своими деньгами. В Казахстане люди не всегда при своем желании помочь правильно это делают. Бывает, что детям-сиротам в качестве литературы жертвуют женские развлекательные журналы или в виде одежды “бюстгальтеры пятого размера”. Паводки, которые произошли весной этого года в Карагандинской области, также продемонстрировали ряд проблем. Чуткие к чужому горю казахстанцы собрали гуманитарную помощь для пострадавших. Однако при сортировке вещей было много старой и даже дырявой одежды, не пригодной к использованию. В Казахстане появились мошенники, выдающие себя за потенциальных благотворителей. Предлагая помощь, они пользуются доверчивостью граждан, и после того как узнают все реквизиты платежной карты, используют средства на ней для оплаты различных услуг в интернете. Нередко сами “просители” оказываются аферистами. Давя на жалость, рассказывая о больных детях, выдавая себя за нуждающихся, люди начинают сбор денег, доверчивые казахстанцы и различные фонды помогают, однако позже оказывается, что благотворительность - это часть заработка таких граждан. Естественно, после таких историй желание помогать ближнему у многих пропадает, и от этого страдают тысячи реально нуждающихся людей.
Астана
|