|
Юлиана Жихорь Вчера парламент официально завершил свою четвертую сессию пятого созыва. Депутаты подвели итоги кропотливого труда, особо отметив, что они добровольно лишили себя двух недель законного отпуска, “задержавшись” для принятия важных для страны законов. И разлетелись кто куда: одни - на заграничные курорты, другие - в регионы
Работа за 10,5 месяца была проделана немалая: принято 113 законопроектов (из 190, находившихся на рассмотрении парламента). Причем, как сказал спикер мажилиса Кабибулла Джакупов, “на этой сессии было принято на 17 законов больше, чем на второй, и на 9 больше, чем нв третьей”. Принятые документы обсуждались на тысяче (с лишним) рабочих групп и 41 пленарке мажилиса и 33 пленарных заседаниях сената. Было проведено свыше двухсот расширенных заседаний комитетов, на которых было рассмотрено более 10 тысяч поправок депутатов к законопроектам. “Среди принятых законов 4 конституционных, 9 самостоятельных законов, 35 законов о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты и 65 законов о ратификации международных договоров”, - отчитался перед коллегами и правительством глава мажилиса. Добавив, что “о продуктивной работе мажилиса и сената также свидетельствует рассмотрение в течение всего 24 дней обеими палатами двух срочных законопроектов. Это законы о внесении изменений в Конституционный закон о правительстве и по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления”. За эти сутки депутатами было внесено и рассмотрено 775 поправок, 329 из которых были приняты. “Как сказали мне переводчики-синхронисты, в те дни многие депутаты не только работать, а даже говорить стали гораздо быстрее”, - подчеркнул “важность момента” спикер. Впрочем, нахваливая собственную продуктивность, мажилисмен не преминул покритиковать правительство. Собственно, повышенная продуктивность парламентариев порой вынужденная по причине не слишком высокого КПД Кабмина как основного разработчика законопроектов. “Из года в год говорим о необходимости повышения качества вносимых правительством законопроектов. Вынужден отметить, что правительство не до конца проработало предложения по совершенствованию законотворческой работы, о которых я от имени депутатов говорил на закрытии третьей сессии”, - констатировал Джакупов. И перечислил правительственные “огрехи”: более 70 процентов законопроектов, поступивших из правительства, дорабатывались в рабочем порядке до регистрации. “Важнейшей причиной невысокого качества вносимых законопроектов, - отметил спикер, - является недостаточное внимание отраслевых министерств-разработчиков к глубокому системному анализу сложившейся ситуации в их сферах, прогнозированию эффективности на стадии планирования и подготовки закона, оценке возможных социальных рисков, привлечению потенциала профессионального сообщества и учету общественного мнения. А ведь это важнейшие составляющие законотворчества”. В результате только в течение последней сессии в двести шесть законов вносились изменения и дополнения. Например, в КоАП 12 раз вносились изменения и дополнения, в Налоговый кодекс - 10, в Трудовой кодекс - 9. Оно понятно, жизнь меняется и вынуждает меняться законы. Но где же тогда прогнозирование? “Характерный пример - закон “О безопасности дорожного движения”. Сначала поправки депутатов об отмене доверенности на управление транспортным средством и учета лиц, пользующихся ими по доверенности, правительством не поддерживались. А потом - до введения в действие закона, то есть в течение шести месяцев - по инициативе МВД правительство уже само инициирует эти же поправки”, - рассказал Джакупов о случаях “недальновидности” исполнительной власти. Добавив, что слишком частая корректировка законодательства ведет к “нарушениям, непреднамеренным ошибкам в правоприменении, наконец, способствует выработке в обществе правового нигилизма”. В составе “списка критики” слабое перспективное правительство и качество концепций законопроектов, “которые изначально не охватывали даже основные проблемы, являющиеся предметом регулирования данного законопроекта”. “Содержание каждого третьего из принятых мажилисом правительственных законопроектов (за исключением ратификаций) претерпело изменение на 50 и более процентов”, - заявил мажилисмен. И самое главное - у разработчиков отсутствует порой четкое видение механизмов реализации закона, что иногда приводит к отзыву документа из парламента (как, например, произошло с законопроектом о долевом участии в жилищном строительстве). Депутаты констатируют, что не все законы сопровождаются своевременным принятием необходимых подзаконных актов, “снижая тем самым коэффициент полезного действия закона и создавая правовой вакуум”. Ну и, наконец, депутаты крайне недовольны тем, что “законотворческий, народный потенциал каждого из 154 депутатов по подготовке и инициированию законопроектов практически мало используется по причине отсутствия необходимых условий и регламентных преград”. При этом обвиняют правительство в лоббировании через тех же депутатов: “Большинство положительных заключений дается на те поправки, которые сами же разработчики инициировали через отдельных депутатов”. В общем, дает понять Джакупов, исполнительная ветвь власти крутит законодательной по своему усмотрению и прислушиваться к “хотелкам” депутатов не собирается. Парламентарии заявили, что пункт 108 регламента правительства, который запрещает вносить поправки, даже не противоречащие концепции законопроекта, противоречит статье 61 Конституции, которая предусматривает только в одном случае заключение правительства, а именно когда требуется сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. “Поскольку законодательная функция по Конституции возложена на парламент, то в конечном итоге за качество законов перед народом, главой государства отвечает высший законодательный орган. Реализация депутатских инициатив во многих случаях позволила бы не допустить коллизии в правовом поле. В результате парламент мог бы, образно говоря, не вносить по десять раз за сессию изменения и дополнения в один и тот же закон”, - резюмировал Джакупов. На этой ноте и расстались: парламентарии попрощались с правительством и друг с другом. Радостные депутаты разбежались по кабинетам, чтобы последний раз перед отпуском окинуть взглядом завершенные дела и предстоящие свершения. Впереди у депутатов 1,5 месяца вне парламентских стен. До нынешнего года парламентские каникулы длились 2 месяца: один месяц парламентарии встречались с избирателями, второй отдыхали. Нынче почти все народные избранники пообещали, что “трудовые” две недели они отнимут из собственного отпуска, пообещав отдать на встречи с электоратом положенные 30 дней.
Астана |