Ботагоз Омар Хлопковый закон тормозит развитие отрасли, несмотря на то, что белое золото занимает второе место после зерна в объеме экспорта сельскохозяйственной продукции Казахстана. В этом году группа мажилисменов предложила снять запрет с хлопкоперерабатывающих предприятий на занятие предпринимательской деятельностью
Хлопководство развито в Мактааральском и Шардаринском районах Южно-Казахстанской области страны, тогда как ранее этот вид культур выращивали также в Кызылординской и Жамбылской областях, но прекратили из-за низкой урожайности. В этом регионе хлопок высеивают более 41 тысячи агроформирований на площади около 128 тысяч гектаров. В среднем на юге страны собирается около 350 тысяч тонн урожая. (Для сравнения: в Узбекистане в 10 раз больше.)
Для жителей вышеуказанных районов, число которых составляет более двух миллионов человек, хлопок - один из основных источников дохода. Тем не менее из-за недостаточного количества влаги и засоленности почв урожайность в хлопкоробной отрасли постоянно падает. Для сравнения: с 2004 по 2007 год хлопкоробы собирали около 430-460 тысяч тонн белого золота.
Группа мажилисменов решила инициировать поправки в закон по вопросам развития хлопковой отрасли. Соответствующий законопроект в минувший четверг, на недавнем пленарном заседании сената, был возвращен в мажилис с корректировками. Главная цель законопроекта - снять запрет для хлопкоперерабатывающих организаций на осуществление ими предпринимательской деятельности, а также на законодательное урегулирование процессов заготовки, закупа хлопка и деятельности хлопкозаготовительных организаций (трейдеров). Запрет этот вводили с принятием Закона “О развитии хлопковой отрасли” в 2007 году. Дело в том, что раньше хлопкоочистительные заводы брали в коммерческих банках кредиты, рассчитывая на хороший урожай хлопка. Но когда из-за погодных условий и вредителей они оказались неплатежеспособными и задолжали около 5 миллионов долларов США, это стало поводом для проведения нескольких заседаний на самом высоком уровне. Тогда было предложено, чтобы хлопкоочистительные заводы работали только в качестве переработчиков, не занимаясь коммерческой деятельностью. По действующему закону хлопкоперерабатывающим организациям запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность помимо первичной переработки хлопка-сырца в хлопок-волокно и оказания услуг по складской деятельности с выдачей хлопковых расписок. С тех пор закупом хлопка-сырца у сельчан занимаются трейдерские компании, как правило, аффилированные с заводами. Но их деятельность достаточно туманна. Так, есть расхождения в объемах между произведенным хлопком-сырцом и хлопком, переработанным на хлопкоочистительных заводах. Поэтому в законопроекте было принято решение включить в ряды участников рынка хлопка организации, приобретающие хлопок-сырец, а в целях контроля внести юридическое понятие “хлопкозаготовительная организация”. Кроме недопоступлений в бюджет хлопкоробы, которых до 2007 года на протяжении 15 лет субсидировали хлопкоочистительные заводы, лишились финансовой поддержки. Для того чтобы у сельчан была возможность привлекать инвестиции, было принято решение ввести хлопковые расписки. Первоначально предполагалось, что мелкие сельхозтоваропроизводители, в большинстве своем имеющие 3-10 гектаров земли, зачастую без какой-либо техники, с помощью расписок смогут привлекать банковские займы. Но хлопковые расписки были введены по аналогии с зерном, без учета специфики отрасли. Дело в том, что хлебоприемные предприятия, принимая зерно на переработку и хранение, выдают зерновые расписки. Затем на основании этих документов они отдают производителям зерно того же класса. В хлопковой же отрасли из сырца получается 6 видов продукции. И сельчанам весьма затратно получать свой хлопок на основе хлопковых расписок, так как для каждого вида продукции требуется отдельный транспорт. В основном по этой причине они и стремятся к тому, чтобы продать свое сырье за наличные деньги, пусть даже по заниженной цене. “Между тем, кто сдает хлопок-сырец (фермером), и тем, кто его получает (хлопкоперерабатывающим заводом), нет никаких договоров о приеме-сдаче хлопка и даже квитанций. Аграрии, в большинстве своем не подкованные с юридической точки зрения, просто получают бумагу без печати, которая, по сути, никакой гарантии не дает, и если потом завод скажет, что не принимает таких бумаг, сельчане ничего не смогут доказать”, - прокомментировал генеральный директор Казахского научно-исследовательского института хлопководства Ибадулла Умбетаев. По статистике, 99,5 процента агроструктур, производящих хлопок-сырец, продают свою продукцию трейдерским компаниям. А те, в свою очередь, сдают сырье на заводы от своего имени. Снятие запрета на занятие коммерческой деятельностью хлопкоперерабатывающими организациями позволит им напрямую участвовать в закупе хлопка-сырца у сельхозтоваропроизводителей, предоставляя свое имущество в залог перед кредитными организациями, осуществлять финансирование сезонных работ хлопкоробов для выращивания хлопка посредством заключения фьючерсных контрактов. Кроме того, предлагаемые поправки направлены на урегулирование процессов заготовки и закупа хлопка-сырца.
Астана |