|
Ботагоз Омар Через три года Казахстан планирует отойти от действующей советской системы учета запасов полезных ископаемых с переходом на международную. Это позволит привлечь инвесторов в недропользование
Сегодня в нефтегазовой отрасли страны действует классификация запасов, утвержденная в 2005 году. А она, в свою очередь, унаследовала принципы классификации запасов СССР образца 1983 года. В настоящее время эта классификация не признается ни зарубежными биржами, ни международными финансовыми институтами.
Так, из-за использования старой методики действующая в Казахстане система ставит на запасы и учитывает все углеводородное сырье, которое есть в недрах, но не учитывает степени возможности его извлечения с нормой рентабельности. - Кроме того, старая система не учитывает, например, изменение цены на нефть, а она стала очень волатильной. Тогда как международная система учитывает только те запасы, которые на данный момент можно извлечь с положительной рентабельностью в рамках действующих контрактов, - пояснил министр энергетики РК Владимир Школьник. По словам главного энергетика страны, для перехода на новую систему профильным министерствам по поручению главы государства отпущено не более трех лет. “Определение критериев и этапов для перехода в международную систему учета запасов и ресурсов, проведение оценки влияния международной системы учета запасов на отраслевые экономические показатели - все должно быть тщательно взвешено”, - отметил министр на брифинге в Службе центральных коммуникаций при президенте РК. Для перехода на новую модель учета запасов будут привлечены эксперты международной организации Society of Petroleum Engineers (SPE). После разработки и внедрения международной системы учета запасов в нашей стране планируется принять Казахстанский кодекс отчетности SPE-PRMS. После этого предстоит присоединение к членству в международных организациях, аккредитация в международных финансовых институтах, включая сертификацию независимых экспертов и представителей государственных органов. Для перехода к этой системе, по предварительным данным, потребуется выделение из госказны 600 миллионов тенге (в 2015 и 2016 годах по 300 миллионов тенге). Это затраты без учета расходов на подготовку специалистов, которые смогут работать в соответствии с международной системой учета запасов. “Выделение средств на подготовку кадров планируется рассмотреть впоследствии отдельно за счет бюджетных средств либо за счет средств недропользователей”, - отметил Владимир Школьник. Но в правительстве убеждены, что затраты вполне обоснованы: новая система позволит привлекать инвестиции, так как с ее внедрением залоговое заимствование оживится. Кстати, именно сейчас участники рынка в сотрудничестве с госорганами обсуждают концепцию нового Кодекса “О недрах и недропользовании”, в соответствии с которым планируется дать свободный доступ к геологической информации. Постепенно государство отходит от советской модели, когда все ресурсы считались секретными. А некоторые данные были под грифом “совершенно секретно”. - В 1994 году, когда мы стали раскрываться для инвесторов, было принято решение по снятию режима секретности. Но эта информация использовалась только для служебного пользования. 380 тысяч отчетов фондов комитета геологии рассекретить - требуется время, и к тому же это усугублялось постоянным сокращением кадров. Сегодня мы сидим, как собака на сене: информация, которую люди могли бы проанализировать, чтобы взять участки и открыть новые предприятия, имеется, но мы не можем разобраться с предоставлением права доступа, - отметил директор департамента недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Токтабаев. - Еще один вопрос связан с тем, что сетка координат, которая используется геологами в картах, военная. В советское время они пользовались военными картами и на них наносили месторождения. Теперь, когда мы хотим рассекретить, получается, что мы всю военную карту должны открыть, - добавил он. По его словам, именно переход на международную систему учета полезных ископаемых и позволит решить эту проблему. “Доступ к геологической информации станет свободным. В перспективе со следующего года мы займемся тем, чтоб она была на сайте и ее можно было купить за небольшие деньги. Вы находите объект, потом оформляете его в упрощенном режиме. После принятия поправок мы за один месяц контракты выдавать будем”, - резюмировал он.
В то же время, по мнению члена экспертного совета по геологии и недропользованию МИР РК Бакыта Муратова, зарубежные эксперты и инвесторы указывают на необходимость перехода Казахстана на международные стандарты, преследуя исключительно свои личные интересы. “Ссылки “инвесторов” на засекреченность информации - это заранее запланированные механизмы скрыть истинные намерения не вкладывать финансовые средства в разведку Казахстана при готовности приобретения разведанных, утвержденных запасов руды и металлов (не менее чем по категории С2), с подготовленной инфраструктурой, высокими показателями объема руды, средних содержаний компонентов, низкими оперативными расходами и высокой рентабельностью”, - сообщил “НП” эксперт.
Он убежден, что Казахстану, безусловно, необходимо создать национальную организацию публичной отчетности, разработать и внедрить казахстанский кодекс публичной отчетности по ресурсам и запасам и стать членом CRIRSCO (Комитет международных стандартов отчетности о запасах полезных ископаемых - Committee for Mineral Reserves International Reporting Standards). “Но не все так однозначно. Если при этом не решить вопросы системного развития геологии Казахстана, что ставит под угрозу национальную безопасность государства на долгосрочную перспективу и полную зависимость от принимаемых решений на международном уровне”, - считает Бакыт Муратов. Участники рынка, более 20 лет работавшие с зарубежными компаниями Австралии, Канады, Европы, Японии, Турции, ОАЭ, Китая и России, утверждают, что иностранцы не заинтересованы вкладываться в разведку наших ресурсов, на что потребуется 6-10 и более лет. Кроме того, не стоит забывать и о том, что если страна станет членом CRIRSCO, Казахстан будет вынужден привлекать для составления программного обеспечения зарубежных специалистов и крупные аудиторские компании, которые, проводя оценку недр и активов, зарабатывают на этом немалые дивиденды.
Астана |