|
Ольга Шишанова Почти 400 миллионов тенге невыплаченных субсидий не получили с прошлого года казахстанские сельхозтоваропроизводители по вине местных исполнительных органов
Региональные акиматы не первый раз становятся тормозом при реализации программ в сельском хозяйстве, даже в такой, казалось бы, расписанной по месяцам, как программа “Агробизнес-2020”. Не стала исключением и последняя пара лет, когда ко всему прочему прибавилась программа обеспечения экспортного потенциала республики. Плановый показатель на прошлый год в этом направлении составил 9,7 тысячи тонн говядины, однако экспортировано было лишь 6,3 тысячи тонн, или 65 процентов от плана. Поэтому непонятно, каким образом будет выполнен экспортный план по мясу нынешнего года, который вырос уже до 11 тысяч тонн. Ведь даже, несмотря на подписанный меморандум между акиматами областей, КазАгро и МСХ РК по обеспечению экспорта говядины, за пять месяцев в этом году на экспорт пошло только 4,5 тысячи тонн мяса, из которых говядина составила едва 878 тонн. Директор департамента животноводства и переработки животноводческой продукции МСХ РК Еркебулан Ахметов считает, что в снижении экспортного объема мяса из Казахстана в том числе “виновато” изменение курса рубля, однако безответственность районных да и областных акиматов тоже, как выяснилось в очередной раз, никто не отменял.
Своего коллегу поддерживает и министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, по словам которого, у региональных акиматов нет заинтересованности и понимания, хотя реализация всех программ лежит на местных исполнительных органах. Глава сельхозведомства предлагает составить рейтинг областей “с конца”, чтобы страна видела и знала своих “героев” в лицо. А еще поднять вопрос о личной ответственности акимов на уровне областей перед правительством за невыполнение показателей. В нынешнем году на субсидирование животноводства было выделено 64 миллиарда тенге, в том числе 11 миллиардов из дополнительных средств местных бюджетов, 11,5 миллиарда из Национального фонда. Но по состоянию на 1 июня 2015 года местными исполнительными органами было освоено всего 16 миллиардов тенге, или менее 30 процентов от общего объема. Хуже всего обстоит дело в ведении селекционной и племенной работы, где на всю республику освоено только 24 процента выделенных средств. Восточный Казахстан и Алматинская область в прошлом году и вовсе забыли распределить деньги на это направление, в итоге более 700 хозяйств не смогли получить субсидирование на 60 тысяч голов КРС. И несмотря на неоднократные требования со стороны Минсельхоза, акиматом ВКО до сих пор не начато субсидирование почти 500 хозяйств, а это 25 тысяч голов КРС на сумму 450 миллионов тенге. Более того, несмотря на то, что деньги давно переданы на уровень местных бюджетов, субсидии не только задерживаются, но и выплачиваются порой несправедливо, неправильно. Фермер, который подал заявку позже, получает финансирование раньше, тот, кто подал раньше, вообще может не получить ни копейки. И эта непрозрачность в выплате субсидий, по мнению Минсельхоза, во многом вызывает недоверие фермеров к сельхозпрограммам и - отторжение их. Одним из выходов может стать автоматизация субсидирования, когда фермер не будет соприкасаться с чиновником на местном уровне. “Везде есть интернет, а там, где его нет, будут работать центры по поддержке предпринимательства и центры по обслуживанию бизнеса, которые в регионах работают через палаты предпринимателей. И неважно, кто и где будет находиться, потому что выплачивать фермеру субсидии через специализированную систему будет агент, а акиматы не смогут влиять на их выплату”, - подчеркивает Асылжан Мамытбеков. Кстати, не помешало бы в таком случае ввести автоматизированную систему контроля и в других областях сельского хозяйства, в той же ветеринарии или, скажем, в идентификации скота, где только с начала нынешнего года по фактам нарушения правил идентификации сельскохозяйственных животных был наложен 451 штраф на сумму 20 миллионов тенге. Процесс идентификации уже который год идет со скрипом, данные по-прежнему находятся на USB-носителях, что ведет к искажению фактов наличия крупного и мелкого рогатого скота, а значит, по цепочке и всего остального, касающегося развития отрасли казахстанского животноводства.
Астана |