Алла Иванилова Построенные еще в советское время инженерные сети в прямом смысле дают трещину. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем по Казахстану составляет 67 процентов. Отсюда ежегодные значительные потери ресурсов - теплоэнергии и воды. Выделяемых из бюджета на ремонт средств крайне недостаточно, поэтому чиновники намерены искать “спонсоров”
В ближайшие пять лет на модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения выделят 450 миллиардов тенге. В 2015 году - 60 миллиардов тенге, в 2016-м - 90 миллиардов, с 2017 по 2019 год - по 100 миллиардов тенге ежегодно. И однако выделяемых государством средств все же недостаточно. Поэтому необходимо привлекать частные инвестиции. Но учитывая, что это капиталоемкие и долгосрочные проекты с низкой рентабельностью, мало кто заинтересован в их финансировании. Привлечь к этому “неблагодарному делу” государственные мужи намерены международные институты и даже рассчитывают получить от них в ближайший год около 20 миллиардов тенге. (Примерно такая же сумма закладывается на 2016 год на объем субсидирования или инфраструктурные гранты.) Поправками в законопроект по вопросам водоснабжения и водоотведения, кредитования и субсидирования ЖКХ вводится понятие “бюджетное субсидирование”. В частности, субъектам естественных монополий будет предложено бюджетное кредитование на следующих условиях: республиканский бюджет предоставляет средства местному бюджету под 0,01 процента, а субъектам естественных монополий деньги выдаются под 0,02 процента на 20 лет. Таким образом, рассчитывают чиновники, стоимость займов фининститутов не отразится на тарифах для населения. Власти также намерены стимулировать местные исполнительные органы, чтобы те привлекали средства международных финансовых организаций. Сейчас разрабатываются правила субсидирования, которые уже находятся на стадии согласования. Другой вопрос - качество выполняемых работ. Как показывает опыт программы модернизации ЖКХ, оно далеко не всегда на высоте. Запущенная в 2011 году госпрограмма показала свою несостоятельность: многомиллиардные суммы, выделяемые ежегодно на ремонт старых домов, не осваиваются полностью, а сами жильцы не в восторге от качества работ. Виной всему пресловутый человеческий фактор. Инициатива заслуживает похвалы, а вот ее реализация, как всегда, хромает. То, что программа, рассчитанная до 2020 года, оказалась провальной, пускай и нехотя чиновники признают. И даже называют ее “слабые места”. В частности, два механизма ремонта: через госпредприятия акимата или СПК. Чтобы в очередной раз реанимировать программу, в нее решено внести изменения. В частности, оставить один механизм: все финансовые средства будут направлены в специализированную организацию при акимате, которая будет предоставлять жильцам список подрядчиков. Также отныне будут действовать минимальный и максимальный пакеты ремонтных работ, чего не было ранее. Отменят и первоначальный взнос. Ежегодно на капитальный ремонт домов советской постройки выделялось около 30 миллиардов тенге. Возможно, новый пакет мер позволит рационально использовать огромные суммы. Ну а недовольным ремонтом жителям ничего не остается, кроме как подать в суд на недобросовестных рабочих. Однако, как показывает практика, выиграть данные дела крайне сложно.
В настоящее время местными исполнительными органами уже поданы заявки на реализацию 200 проектов на сумму 269,4 миллиарда тенге. Однако всего отобрано 96 проектов. Из них 66 - по модернизации сетей теплоснабжения, 15 - по теплоисточникам, 8 - по водоотведению и 7 - по водоснабжению. По словам чиновников, это позволит построить и реконструировать 266,3 километра инженерных сетей и на два процента снизить их износ.
Астана |