ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Взгляд Сергея Козлова События

“Если Арал ждет смерть, то это будет красивая смерть...”

Чисто конкретные люди

alt

Тема исчезновения Аральского моря всегда будет волновать и привлекать внимание не только журналистов или историков, но вообще всех жителей нашего региона. Слишком уж масштабная и впечатляющая катастрофа произошла буквально за жизнь одного поколения - такое не может не поражать.
На этой неделе очень популярное американское издание “Нэшнл географик” вновь посвятило Аралу обширную публикацию. Главным, как ныне принято выражаться, спикером ее выступил Филип Миклин, профессор географии из Университета Западного Мичигана. С начала 1980-х, как сказано в публикации: “Миклин занимается изучением проблем водоснабжения в бывших советских республиках и за это время успел больше двадцати раз побывать в Средней Азии. Арал погибал на его глазах”.
Трогательно сказано. Но если так, то г-н Миклин должен был, наверное, изучить и все документы, которые явились окончательным приговором Аралу. Эти документы известны и теперь открыты для общественности. Мы тоже с ними знакомы, так как в свое время в течение нескольких лет занимались журналистским расследованием гибели Арала.
В статье “Нэшнл географик” все изложено в соответствии с современной политической конъюнктурой, и главными виновниками катастрофы журнал считает неких советских инженеров, которые знали, на что идут, но шли вопреки здравому смыслу. Об этом говорит и профессор Миклин:
- Большие начальники, в принципе, понимали, что делают, но в тот момент не могли осознать всю тяжесть экологических последствий. Они просто не ожидали, что море обмелеет настолько быстро.
Это не так. Большие начальники все знали. Партийные документы конца 50-х годов прошлого века неопровержимо свидетельствуют, что гибель Арала была предрешена. Известны и имена всех больших начальников, выступавших за строительство ирригационных сооружений на реках, питающих Арал. Эти люди знали обо всем - им об этом докладывали ученые, специалисты, эксперты.
Но большим начальникам нужны были ордена, звания, премии, и на свет появилась фраза, также отмеченная в документах: “Если Арал ждет смерть, то это будет красивая смерть на благо народа”.
И еще. Профессор должен бы знать одну важную вещь: на протяжении тысячелетий неоднократно случалось, что русло Амударьи, которая вместе с Сырдарьей обеспечивает основной приток воды в Аральское море, уходило в сторону от него (к Каспию), вызывая уменьшение его размеров. Потом же вода возвращалась, и море заполняло свои прежние границы. То есть у Арала были и есть определенные природные циклы, во время которых море то становилось полноводным, то мелело.
Есть мнение, что большим начальникам из центральноазиатских республик это обстоятельство было известно, и их аргумент звучал жестко, но как бы логично: все равно высохнет, так пусть с пользой. Так это или нет, достоверных сведений пока нет.
Но доподлинно известно, что вершителями судьбы Арала выступали именно представители, как сейчас бы сказали, именно региональной партийной элиты одной из соседних с нами республик. Московская партийная бюрократия очень осторожно относилась к этому вопросу и поголовно высказывалась критически. А технари, как это ни удивительно, вообще выступали против строительства каналов и шлюзов. Именно они, технари, грозно предупреждали: Арал неминуемо погибнет, причем очень скоро, если не остановиться. Может, тоже знали о природных циклах?
Но “местные” были неумолимы. И, повторимся, имена их хорошо известны, выступления подробно задокументированы, след их останется в истории навсегда.
В публикации “Нэшнл географик” есть одно очень любопытное место. Вместе с неким Юсупом Камаловым, сотрудником Академии наук Узбекистана, корреспондент журнала ездит по пустыне, которая теперь на месте Арала: “Мы продолжаем нашу поездку к морю, и по пути нам попадаются десятки нефтяных буровых установок. По словам Камалова, буровые появились здесь, как только вода начала отступать, и с каждым годом их становится все больше.
- Всем ясно, что из-за них правительству совсем не хочется возрождать Арал, - сетует он.
Всем ли все понятно? Может, опять советские большие начальники виноваты? Или Аралу опять “не повезло”? Тогда, в 50-х, был хлопок, которого нужно было собирать много-много, чтобы вешать на лацканы ордена и получать премии, теперь - нефть, качать которую Арал снова кому-то мешает. Интересно, имена этих людей, наверное, тоже известны?
Что погубило Арал? Природный цикл обмеления вкупе с алчностью совершенно конкретных людей, которые при любой политической или общественной системе готовы принести в жертву не то что море, но гораздо большее ради достижения своих дьявольских целей? Скорее всего, и то, и это.
И, наверное, возродить это море сегодня возможно, учитывая и современный технический прогресс, и научные достижения. Но все же надежды больше на природу - может, она проявит милость и вновь “повернет” свои циклы...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение