Ольга Шишанова В очередной раз пять государств - Казахстан, Иран, Туркмения, Россия и Азербайджан - пытаются распределить между собой квоты на право использования биологических ресурсов самого большого озера в мире - Каспийского моря
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря стал актуальным сразу же после распада Советского Союза, когда на этот водоем стали претендовать не два государства, как раньше - СССР и Иран, отношения между которыми регулировались договорами 1921 и 1940 годов, а пять. Что автоматически повлекло за собой разногласия и неопределенность действующего режима пользования этим то ли морем, то ли озером, усугубившие создавшееся положение. Дело в том, что вновь образованные пять Прикаспийских стран до сих пор не могут сойтись в едином мнении, чем все-таки считать Каспий - морем или большим озером. Такое на первый взгляд безобидное разделение на самом деле ведет к диаметрально противоположному определению Каспия согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Если, согласно этой конвенции, считать Каспий морем, то на нем должны существовать территориальные и нейтральные воды, при этом у каждой из пяти стран должны быть 12-мильные территориальные и 200-мильные свои экономические зоны. Если же назвать Каспий закрытым морем или озером из-за отсутствия его сообщения с мировым океаном, в таком случае его акватория должна регулироваться исключительно соглашением прибрежных государств, которые на этот раздел по-прежнему реагируют весьма болезненно и никак не могут договориться о разделении сфер влияния на Каспии. Это спор, длящийся на протяжении четверти века. Понятно, что у каждой страны в этом регионе свои интересы. Но если так называемая тройка Казахстан - Россия - Азербайджан еще как-то выступает за создание совместных проектов в акватории Каспия, то Иран и Туркмения явно “тянут одеяло” каждый в свою сторону. Тегеран, например, предлагает распределить водное пространство Каспия на пять равных частей плюс не 12 морских миль экономической зоны, как это предусмотрено Конвенцией ООН, а 35, что позволит увеличить долю влияния этого государства в акватории. Туркмения выступает за определение координат срединной линии методом равноудаленных точек, по широтам, так как в этом случае она сможет захватить несколько нефтегазовых месторождений, которые сегодня находятся в спорном статусе. Но самый большой спор существует по поводу раздела морского дна Каспия, поскольку под ним находятся богатейшие залежи углеводородов, не говоря уже о том, что акватория этого уникального природного объекта, по мнению международных экспертов, ключ к огромному региону. А это повод и неустанные попытки тех же стран Евросоюза и США не только влезть и расшатать и без того неустойчивую схему взаимоотношений пятерки “законных владельцев” Каспия, но и закрепиться в регионе, преследуя свои цели и интересы. На этом фоне бледнеют даже непрекращающиеся случаи браконьерства, которые служат еще одним камнем преткновения между “пятеркой”. Несмотря на то, что именно на них сейчас обращено внимание казахстанских депутатов нижней палаты парламента, на днях обсуждавших проект Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря, подписанный в Астрахани 29 сентября 2014 года. Согласно этому соглашению может быть создана совместная комиссия в составе одного представителя и его заместителя от каждой из сторон пяти Прикаспийских государств. Причем, как рассказал “НП” мажилисмен Усенгельды Медеуов, одной из функций комиссии должен стать контроль за осуществлением коммерческого промысла осетровых, и особенно надзор за случаями браконьерства, которых с начала нынешнего года только официально было зарегистрировано около 230. При этом браконьеры доходят до того, что безбоязненно выкладывают в социальных сетях фото и даже видео самого процесса улова. В таких случаях комиссия сможет отслеживать промысел совместных водных биологических ресурсов на основе общего допустимого улова, так называемых национальных квот, определяемых исходя из единых критериев, установленных комиссией, а также осуществлять единые меры регулирования и взаимные обязательства по борьбе с незаконным промыслом и по воспроизводству рыбного хозяйства. Но вот только когда будет создан этот уполномоченный орган, пока остается неизвестным, хотя депутаты и выступили за его ратификацию.
Астана |