|
Юлиана Жихорь ЕАЭС расширяет границы. Пока только торговые. Но, судя по заинтересованности ряда государств разных континентов, сеть партнеров ЕАЭС вскоре может охватить весь мир. Составив весьма достойную конкуренцию другим региональным экономическим союзам. Нурсултан Назарбаев уже намекнул, что ЕС было бы “исключительно выгодным” заключить с ЕАЭС соглашение о зоне свободной торговли
В минувшую пятницу казахстанский курорт Боровое стал центром геополитики. Здесь собрались главы правительств стран СНГ и Евразийского экономического союза. Вопрос на повестке дня стоял архиважный. Как сказал Карим Масимов, эдакая дорожная карта по смягчению последствий глобального финансового кризиса. Важное соглашение встречи - стратегия обеспечения транспортной безопасности при осуществлении международных перевозок, “реализация которой послужит укреплению экономических связей и безопасности на пространстве СНГ. Значимость соглашения заключается в транзитной роли многих государств. В том числе и Казахстана, который позиционируется как перевалочный транзитный хаб для грузов из Китая в Европу и обратно. Безопасность грузов - важный вопрос и при реализации проекта “Западная Европа - Западный Китай”, в котором задействованы сразу несколько стран СНГ. Вообще, налаживание приграничных и межстрановых экономических связей на территории бывшего СССР - важный вопрос. Его пытались решить и в рамках заседания глав правительств Евразийского экономического союза. К сожалению, старт союзу был дан в крайне неудачное экономическое время: в мире кризис, в России - санкции, в других государствах ЕАЭС - снижение промышленной активности из-за сокращения заказов из РФ. В общем, суммарные последствия для всех не самые хорошие. По сути, сегодня страны ЕАЭС пытаются не только построить внутренний рынок торговли, но и интегрировать экономики, выстроив этакий промышленный хаб по аналогу регионального деления времен СССР. Это позволит, с одной стороны, поддержать внутреннее производство внутри каждой из стран, включая инновационные разработки, с другой - обеспечить рост торгового баланса государств-участников, с третьей - укрепит экономическую интеграцию внутри союза. Все это вкупе даст возможность государствам противостоять внешним вызовам (в том числе и санкционным). К слову, несмотря на сложности, с которыми столкнулись экономики ЕАЭС, интерес, проявляемый к новому союзу со стороны многих государств, достаточно высок. По словам председателя коллегии ЕЭК Виктора Христенко, около 40 государств высказали интерес к союзу и открытию зоны свободной торговли с ним.
Впрочем, ЕАЭС не будет “брать всех подряд”. Как заявил Карим Масимов, при выборе партнера страны-участницы союза будут ориентироваться на сотрудничество лишь с успешными экономиками. “Наш союз уже формируется как крупный игрок с определенным потенциалом, сотрудничество с которым предполагает большие выгоды. Считаю, что при выборе потенциальных партнеров нашего союза мы должны руководствоваться главным принципом: насколько это выгодно нашим государствам”, - сказал Масимов в ходе заседания. По его словам, странам ЕАЭС нужно ориентироваться на сотрудничество с успешными технологически развитыми, инвестиционно-привлекательными и перспективными экономиками. Таковым оказался Вьетнам, который стал первой ласточкой - торговым партнером ЕАЭС. Первое соглашение о режиме свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и этой страной было заключено в Боровом. Соглашение обеспечит режим свободной торговли по более чем 90 процентам товарных позиций и позволит довести товарооборот между сторонами до 10 миллиардов долларов к 2020 году (против четырех миллиардов сегодняшних). Но самая главная выгода от партнерства с Вьетнамом - открытие региона ОСЕАН, где проживает более 600 миллионов жителей (Вьетнам является его региональным центром). “Вступление в силу этого соглашения позволит для участников экономической жизни стран ЕАЭС выйти на новые рынки и получить взаимную выгоду”, - сказал Христенко. Кстати, соглашение с Вьетнамом было подготовлено в достаточно сжатые сроки. Хошимин изъявил желание создать зону свободной торговли с союзом еще до официального старта ЕАЭС - летом прошлого года. Учитывая, что юридически документы готовились лишь пять месяцев, стороны весьма заинтересованы в рынках друг друга. Следующие на очереди в страны - партнеры ЕАЭС - Египет, Иран и, возможно, ряд стран Латинской Америки. Пока одни стремятся начать торговать с нами без пошлин и ограничений, внутри союза никак не могут договориться о перспективах создания единой валюты. Поручение Владимира Путина российскому Центробанку и правительству во взаимодействии с центральными банками стран - участниц ЕАЭС до 1 сентября проработать вопрос о возможности создания валютного союза в ЕАЭС встретило не только недоумение в столицах стран союза, но и резкое недовольство. И Минск, и Астана весьма скептически отнеслись к инициативе Москвы. Александр Лукашенко сказал, что “это последний акт, который может быть в нашем союзе. Столько еще проблем и вызовов Евразийскому экономическому союзу, что еще доживем ли мы до этой единой валюты?”. Казахстанские эксперты также хоть и не отрицают возможности создания такой валюты по аналогии с евро в будущем, но оговариваются, что это далекое будущее. И чтобы до него дожить, следует синхронизировать работу в части регулирования финансовых рынков. Причем делать это в рамках ЕАЭС страны намерены только к 2025 году. И, соответственно, до этого времени Казахстан исключает введение (и обсуждение этой перспективы) единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. Но российский премьер Дмитрий Медведев с коллегами не согласен. И считает, что создание Валютного союза между государствами - участниками ЕАЭС исключать нельзя. “Мы этот вопрос готовы вместе с другими коллегами прорабатывать. Во всяком случае, это тот ориентир, который мы, в конечном счете, не должны упускать из внимания”, - подчеркнул он. В целом стороны расстались вполне довольными друг другом. Союз растет и крепчает, СНГ модернизируется, перспективы вырисовываются вполне “антикризисные”.
Астана |