Юлиана Жихорь
Несмотря на перенос столицы, Алматы по-прежнему остается центром внимания всей страны. Согласно долгосрочной стратегии развития южной столицы и области, этот регион в скором времени должен стать конкурентоспособным на национальном и мировом рынках
На днях в правительстве была презентована “Долгосрочная концепция экономического позиционирования города Алматы и Алматинской области до 2015 года”. Согласно документу, Алматинский регион будет позиционироваться как международный финансовый центр, туристический и спортивный центр, центр транспортно-логистических и торгово-сервисных услуг национального, а впоследствии международного значения, научно-инновационный центр, индустриально-сервисный центр.
Каждое направление развития четко обосновано. Мол, для развития финансов в южной столице расположились Региональный финансовый центр и региональные представительства ряда международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка, Международного валютного фонда и других. Кроме того, этому будет способствовать “географическая близость стран Центрально-Азиатского региона и их инвесторов и эмитентов”.
Осознали в правительстве, что и туристов прелестями новой столицы пока вряд ли заманишь в том масштабе, в котором хотелось бы. Осмотр Байтерека, океанариума и Пирамиды займет максимум два дня. А потому взгляды гостей страны вновь обращаются на южную столицу, где есть и Медео, и Чарын, и горы, и степи, и развлечения. Быть может, поэтому туристический центр было решено строить не на просторах Сарыарки, а в непосредственной близости от Алматы.
Как сообщил на заседании правительства глава Минэкономики, “становление региона в качестве туристического и спортивного центра обеспечивают реализация мер по строительству туристического центра “Жана Иле” с развитой инфраструктурой развлечений и спорта на правом берегу Капшагайского водохранилища, развитие спортивных объектов к Азиатским играм, строительство государственного историко-культурного заповедника-музея “Иссык” в Енбекшиказахском районе и эколого-этнографического парка в Балхашском районе, наличие в регионе объектов для экологического туризма”.
Географическое положение региона позволяет превратить его и в центр транспортно-логистических услуг и торгово-сервисных услуг. “Будет максимально использован транзитный потенциал региона, а именно, через дальнейшее развитие международных транзитных железнодорожных и автомобильных коридоров”, - пообещали в правительстве.
Использовать же потенциал будут путем строительства и реконструкции автодороги Алматы - Хоргос (в рамках проекта “Западный Китай - Западная Европа”) и железнодорожной ветки Хоргос - Жетыген (на концессионной основе).
Международную торговлю будут развивать на станции “Достык”. “Развитие транспортно-логистических узлов и на этой базе системы торгово-сервисных услуг позволит сформировать в регионе крупные торгово-логистические центры, ориентированные не только на национальный, но и региональный рынки”, - пообещал Бахыт Султанов.
Даже инновации, и те будут сконцентрированы в Алматы на базе Парка информационных технологий “Алатау”. Тут же планируется создать Международный университет информационных технологий (IT-университет) и технополис “Наукоград”.
Агропромышленный комплекс без южной столицы тоже никуда - именно вокруг Алматы будут сконцентрированы высокотехнологичные производства, “в том числе на базе создаваемой инновационной инфраструктуры”.
В общем, Алматы превратится в некий отечественный Нью-Йорк - центр бизнеса, финансов, культуры и всего того, чего до сих пор нет и уже не будет в других регионах Казахстана. В том числе и в Астане.
Осталось решить одну проблему - как простым гражданам выжить в нафаршированном правительственными целями городе. Уже сейчас южная столица - самый крупный город страны (здесь только официально проживают порядка двух миллионов человек) с самой экологически неблагоприятной обстановкой.
В Кабмине пообещали, что кроме строительства второй линии электропередачи по проекту “Север - Юг Казахстана” в рамках Плана развития электроэнергетической отрасли Казахстана в Алматинском регионе предусмотрено строительство Балхашской ТЭС и Мойнакской ГЭС, строительство подстанции “Алма”.
А также строительство подстанций и линий электропередачи для развития зоны строительства туристического комплекса “Жана Иле”, международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос”, электроснабжения объектов Азиады, метрополитена города Алматы. И долгожданная реконструкция и модернизация ТЭЦ-1, -2 и -3.
В общем, как планируют в Астане, через 9 лет будет сформирована “конкурентоспособная специализация Алматинского региона на национальном и мировом рынках”. И лишь вопрос: стоит ли подобные наполеоновские планы впихивать в маленькую чащу Алматинского ущелья - ни у кого не возник.
Астана |