|
Константин Маскаев
Очередной общественный резонанс в Алматы, связанный с демонтажем памятника писателю Максиму Горькому, который с 1940 года находился на центральной аллее парка культуры и отдыха, названного его именем.
С недавнего времени, правда, парк стали официально именовать просто Парк культуры и отдыха. Но мало кто помнит, что в советское время Центральный ПКиО имени Горького в Алма-Ате признали лучшим среди подобных заведений городской структуры в большой стране под названием Советский Союз
Удивительно, как прошлое оказалось непохожим на настоящее. Как негатив и позитив на фотопленке истории. Город просто передал парк в частную собственность. Началась вырубка деревьев - под автостоянку, осушение водоемов - под аквапарк, сокращение территории - под аппетиты частных застройщиков. Возможные штрафы не пугали - они как неизбежные издержки для реализации масштабного и привлекательного коммерческого проекта. На этом фоне было не до мелиорации. Арычная система полива оказалась частью разрушена, захламлена и перестала выполнять свои функции. Это, в добавок к вырубке, привело к гибели еще сотен вековых деревьев. Что, впрочем, тоже оказалось на руку: засохшие деревья легче признать аварийными и получить разрешение на санитарную вырубку.
В 2013 году территория парка составила 42 гектара. В 1983 году превышала 100 гектаров.
Мы периодически вынуждены возвращаться к теме изменения архитектурного облика южной столицы за счет утраты элементов прошлого. Это касается и зданий, и памятников. Напомним, 30 декабря 2011 года правительственное Постановление №1672 лишило статуса памятников истории и культуры местного значения 35 объектов в Алматы. Их вычеркнули из государственной “охранной грамоты”. Все оказалось не просто так, а для пользы дела! Чтобы упорядочить государственный список памятников истории и культуры города Алматы - объяснили тогда в городском Управлении культуры. Впрочем, справедливым и добросовестным это стремление оказалось только в отношении части объектов, которые к моменту выхода постановления даже прекратили существование. Например, давно нет сгоревшего здания аэропорта, демонтировали гостиницу “Медеу”, нет дома купца Мурова постройки начала ХХ века по улице Валиханова, 43. Не было и Софийской церкви, в стенах которой некоторое время располагался кинотеатр “Ударник”, заброшенный, окончательно обветшавший и превратившийся в руины в начале 90-х минувшего века. К слову, на фундаменте старого храма ныне воспроизвели Софийский храм, сумев в точности повторить его исторический облик.
Утратил город здание канцелярии генерал-губернатора, здание железнодорожного вокзала станции “Алматы-1”, которое в ходе реконструкции трансформировалось в совершенно другое здание, утрачен бюст Луки Емелева... Так что в отношении этих объектов в части упорядочивания госсписка вопросов нет, как нет их самих. А вот многие другие объекты время пощадило. Но не пощадил чиновник.
Из “охранной грамоты” исключили девять памятников монументального искусства. Какие-то, нет возражений, не были уникальны - из ряда тиражируемых по всему Советскому Союзу и обязательных к установке копий. Но почему памятники местным историческим личностям, среди которых бюст Павла Виноградова, памятники борцам Октябрьской революции, Михаилу Фрунзе, также исключили из списка?
Как пояснил позицию государственных функционеров один из представителей, они покинули госсписок, поскольку “являются символами идеологии социалистической эпохи и на сегодняшний день утратили историческую ценность и политическое значение”!
Бюст Павла Виноградова у пересечения улиц Наурызбай батыра и Карасай батыра демонтировали в июне 2012 года. То есть примерно через полгода после вынесения Постановления №1672. Выждав некоторое время и не обнаружив особой реакции на появление документа, чиновники приступили к выполнению его пунктов. Демонтаж памятника также не вызвал никакой заметной реакции в обществе. Следом срезали памятник борцам Октябрьской революции на пересечении проспекта Райымбека и улицы Пушкина. И вновь общество продемонстрировало полную апатию к происходящему. Что, впрочем, можно воспринимать и как непоколебимую лояльность граждан и горожан.
По закону процесс утраты памятником истории и культуры своего статуса начинается хоть и по инициативе местных властей, но лишь после экспертного заключения, сделанного специализированными учреждениями. Затем должно быть получено решение Специальной комиссии о лишении их статуса памятников истории и культуры при Министерстве культуры и информации. Не хватает в этом процессе лишь одной существенной составляющей: изучения мнения самого населения, заботой о котором так любят козырять чиновники.
Скульптурное изображение пролетарского писателя Максима Горького пострадало в полном соответствии с практикой советского времени примерно конца 30-х годов. Его практически тайно, то есть не публично и не вследствие обсуждения, втихомолку сняли с постамента и увезли, как водится, в неизвестном направлении. Позже стало известно, что памятник разместили в известной скульптурной “резервации” - в сквере за кинотеатром “Сары-Арка”. Как сказал чиновник Управления культуры алматинского акимата, поступили весьма гуманно и даже бережно: могли просто сломать, а сохранили! Для кого, чего, понятно мало кто способен объяснить. Это все равно, словно какое-нибудь сохранившееся зенковское здание старой Алма-Аты выковырять из архитектурного ансамбля и увезти куда-то на задворки.
Возможно, большинству современных жителей Алматы, особенно приезжим, молодым или просто повзрослевшим, до скульптуры писателя в парке, долгое время носившем его имя, нет особого дела. Сегодня и сам парк оказался немного в стороне от красных коммерческих линий и не вписывается в новый формат развлекательного бизнеса: не молл, не торговый центр - парк и только. Кого сегодня могут манить эти тенистые аллеи, скамейки, клумбы, карусели? Там и вай-фай не везде доступен! Тем не менее деликатности ради можно было проинформировать общественность о намерениях, разъяснить позицию, предложить какой-то приоритетный проект - на замену утраченному объекту. Это бы воспринималось как попытка посоветоваться с горожанами, испросить, так сказать, их мнение, выразить тем самым уважение и заботу. Но мы в очередной раз узнали о кулуарном решении по факту произошедшего. |