|
Чтобы получить Пулитцеровскую премию, нужно много писать.
Но кому?
Нефть, миф и муза
Новость о том, что добыча сланцевой нефти в США испытывает серьезные трудности, как-то осталась незамеченной. Это и понятно, на фоне всяческих украинских коллизий и разворачивающейся у нас предвыборной кампании, наверное, сейчас не до нефти. Хотя, как сказать.
О добыче сланцевой нефти в свое время говорилось и писалось много. Причем, как и положено, много политизированного. Этой добыче приписывались всяческие, почти мистические свойства. Мол, даже украинский конфликт затеян с целью получить Вашингтоном доступ к тамошним сланцевым месторождениям.
Но самым распространенным пассажем был тот, что повествовал о стремлении американцев максимально свести прибыли от нефтяного экспорта у традиционных экспортеров до такого уровня, чтобы их, экспортеров, поставить в зависимое от Вашингтона положение. Ведь не будет сверхприбылей, не будет и экономического суверенитета. Логика не то что простая, а однолинейная. Но сейчас не об этом.
Как оказывается (а так оказывается почти всегда) - все не так просто. Как сообщили представители американского Управления энергетической информации, показатели добычи сланцевой нефти в США неуклонно снижаются. Более того, сами же американские СМИ напоминают, что их производители сланцевой нефти ведут ценовую войну с ОПЕК и явно ее проигрывают.
Вот те на! Как это - американцы ведут ценовую войну с ОПЕК, а не с Россией, как об этом бесчисленное количество раз вещали массмедиа?
Более того, американская пресса считает главным участником ОПЕК Саудовскую Аравию. То есть получается, что Вашингтон и Эр-Рияд борются между собой на нефтяном рынке? И, кроме того, американцы уверены в том, что низкие цены на нефть - это как раз оружие саудитов, чтобы сделать добычу их американской сланцевой нефти нерентабельной.
Не российский бюджет сократить, не Евразийский союз поколебать, а именно американцев заставить прекратить свои сланцевые безобразия...
Это, так сказать, один миф поколеблен, если следовать не пропаганде, а оголенным фактам.
Но был еще и миф другой. Созданный уже не на просторах СНГ. Миф под названием “сланцевая революция”, который также становится очередным историческим курьезом, созданным во многом благодаря усилиям купленных нефтедобывающими гигантами массмедиа. Именно они этот миф расписали, раздули и превратили его в очередной информационный бренд. Причем присоединились к журналистам и многие специалисты и эксперты в области нефтедобычи (может, небескорыстно?).
В частности, шумно прославленный на Западе руководитель известной исследовательско-консалтинговой фирмы CERA (Cambridge Energy Research Associates) Дэниел Ергин, прославившийся блестящим бестселлером Prize (у нас почему-то переведенным под каким-то лавочным названием “Добыча”). За этот опус Ергин даже получил Пулитцеровскую премию.
Этого эксперта и мы, грешные, признаемся, неоднократно цитировали и на него ссылались, так как книгу его внимательно прочли и ею глубоко прониклись...
Так вот, Ергин утверждал в 2009 году, что в течение следующих нескольких лет мировые резервы нетрадиционного сланцевого сырья увеличатся настолько, что вытеснят кое-где и запасы сырья “традиционного”. Расчеты его фирмы CERA (которая наверняка преуспевает) были грандиозными: прирост составит 250 процентов, а сам Ергин предсказал, что технология сланцевой добычи станет распространенной по всему свету.
Прогнозы Ергина оказались, извините, просто... В общем, словами. Очень профессионально и терминологически оформленной фантазией, подкрепленной солидной репутацией автора. Ничего из предсказанного Ергиным не то, что не сбылось, а еще и вынудило ряд американских компаний обанкротиться. Законсервировать свои, уже построенные терминалы.
О чем тут следует подумать? Да, наверное, опять о том, что живем мы, дорогие наши читатели, в интереснейшее время (а когда оно было неинтересным, спросите вы). Но нынешняя специфика заключается в том, что сегодня авторитеты и мифы создаются совершенно не так, как прежде. Это отнюдь не значит, что верить нельзя никому. Наверное, кому-то все же верить нужно, иначе получается уж совсем пусто.
Просто, читая или слушая какого-нибудь очередного лауреата самой что ни на есть престижнейшей премии, вспомните, что любая премия - это деньги. И после того, как вспомнили, внимательно прочитайте или прослушайте еще раз - в чем это лауреат так упорно стремится вас убедить?
|