ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



В СССР не было ГМО События

Ольга Шишанова
Казахстан собирается выйти на мировой рынок с брендом экологически чистого производства продукции сельского хозяйства. Однако отсутствие соответствующего законодательства в этой сфере вряд ли позволит сделать это быстро

alt
Об этом заявил вице-министр МСХ РК Ермек Кошербаев в ходе состоявшегося в Астане семинара “Поддержка развития органического сельского хозяйства и наращивание институционального потенциала в Казахстане”.
Между тем история органического сельского хозяйства в Казахстане восходит еще к середине прошлого столетия, когда в СССР было экстенсивное сельское хозяйство и никакие удобрения, кроме органических, не применялись. Как рассказал “НП” заместитель гендиректора КазНИИ экономики АПК и развития сельских территорий, академик, профессор, д.э.н. Владимир Григорук, “вся продукция, которую тогда потребляли советские люди, в том числе в Казахской ССР, считалась экологически чистой.
Однако на очередном Пленуме ЦК КПСС, в середине 60-х годов, сельское хозяйство повернулось лицом к мелиорации и химизации, большое внимание в стране начали уделять развитию химической промышленности, мелиорации земель, стали возводить новые оросительные системы. Но и сельхозпродукция, и экология, в свою очередь, начали получать большие дозы минеральных добавок, которые, не всегда будучи полезными для роста урожая, стали отражаться на здоровье человека не самым лучшим образом”.
Конечно, можно возразить, что во всем мире, в том числе и в Казахстане, одной из первоочередных задач для правительств всегда является продовольственная безопасность. Однако, когда в этом направлении происходит перегиб, результат оказывается прямо противоположным, как это случилось к 80-м годам, когда почвы, а значит, практически вся сельхозпродукция, настолько оказались перенасыщены химическими препаратами, что население стало жаловаться на серьезно ухудшившееся здоровье.
Продуктов было достаточно, но их качество значительно снизилось. Кстати, продукция ГМО, как следствие, в странах ЕС возникнет позже, а пока наступил предел применения удобрений и необходимо было искать другие способы роста производства.
Так вот, в Казахстане ситуация с перенасыщением почвы химикатами сохранялась вплоть до пресловутой перестройки начала 90-х, когда в стране наступил кризис и все сельское хозяйство практически перестало применять минеральные удобрения из-за дефицита финансовых средств. Вдобавок оказались разрушены и заводы-производители минеральных удобрений - на Мангышлаке, в Джамбуле. И вот уже на протяжении практически 20 лет в Казахстане удобрений применяется очень мало, во всяком случае, по сравнению с западными странами.
“Если те же Нидерланды применяют 800-900 килограммов минеральных удобрений на гектар, то у нас в среднем выходит семь-восемь килограммов, то есть в сотни раз меньше”, - делится Владимир Григорук. Таким образом, получилось, что в республике за два десятка лет пашня очистилась, и очистилась хорошо.
Между тем, по данным МСХ РК, в 2014 году посевные площади сельхозкультур в республике составили 21,4 миллиона гектаров, к 2018 году они должны увеличиться до 22,5 миллиона гектаров. Но, как говорит Владимир Григорук, органическую сельхозпродукцию, “по нашим расчетам, можно сегодня выращивать лишь на 11,5 миллиона гектаров пашни, поскольку остальная площадь, или практически половина, загрязнена промышленными отходами, различными химикатами, захоронениями скотомогильников, радионуклидами”.
Сюда же входят засоленные, защебненные и эродированные (бедные микроэлементами из-за водной и ветровой эрозии) почвы, которые также плохо пригодны для сельского хозяйства.
Тем не менее, экологически чистая продукция, которую выращивают сегодня, по данным Казахстанской федерации движения органического сельского хозяйства (KAZFOAM), в 25 хозяйствах Алматинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, имеющих 296 тысяч гектаров сертифицированных земель, по довольно высокой цене уходит целыми фурами за рубеж, например, в ту же Германию.
Что же касается казахстанских потребителей, то, конечно, говорит профессор Григорук, “у нас тоже есть закон о безопасности пищевых продуктов, который мы должны соблюдать, есть санитарно-эпидемиологические станции, которые определяют качество продукции, но мы выращиваем нашу сельхозпродукцию в большинстве своем по обычным технологиям”. Поскольку органическая продукция по ряду причин обходится фермеру дороже и ее себестоимость выше.
В частности, в структуре затрат появляются такие дополнительные элементы, как расходы на сертификацию и инспектирование, на упаковку и хранение продукции, на приобретение биологических средств защиты растений, затраты, связанные с необходимостью соблюдения научно обоснованных севооборотов. Зачастую и урожайность оказывается ниже, так как не применяются химические удобрения и средства защиты растений.
“Однако стимулом к переходу на органическое производство может стать цена, в которой заложена прибыль - главная цель деятельности любого предпринимателя. Но цена на органическую продукцию должна, с одной стороны, обеспечивать фермеру прибыль на уровне не ниже, чем при традиционном производстве, а с другой - быть доступной для потребителя”, - считает Владимир Григорук. А поскольку о массовом потреблении органической продукции говорить пока рано, то очевидно, что решающее влияние в этом случае должен оказать уровень платежеспособного спроса населения.
И тут приходится основываться на данных статистики, которая делит население, в том числе и Казахстана, по уровню доходов на 10 децильных групп, где первые 10 процентов - самые бедные, последние 10 процентов - самые богатые. При этом первая децильная группа тратит на продукты питания примерно 60 процентов своих доходов, в то время как в последней этот показатель колеблется от пяти (в западных странах) до 30 процентов. “Именно эти люди будут покупать на первых порах продукты органического сельского хозяйства в Казахстане, являясь стимулом для казахстанского фермера, производящего их”, - считает Владимир Григорук.
Однако еще одной проблемой для развития органического сельского хозяйства в Казахстане является не только разность финансовых возможностей различных слоев населения, но, как уже говорилось, отсутствие законодательства, которое бы стимулировало развитие такого производства и устанавливало бы к нему требования, соответствующие международным.
Хотя, по данным Григорука, “современная емкость внутреннего рынка органических продуктов может достигать 95 миллиардов тенге”, сохранив экологическую среду и поддержав здоровье населения. А дополнительные затраты на органическое производство, считает профессор, могут быть с лихвой возмещены обществу путем сокращения затрат на лечение и восстановление почвы и воды.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение