|
Ольга Шишанова
Международная группа биологов бьет тревогу - потенциальный объект всемирного наследия ЮНЕСКО, достояние и гордость Казахстана Устюртский заповедник может быть уничтожен “благодаря” разработкам газового месторождения Кансу
Идея создания Устюртского заповедника возникла еще во времена Казахской ССР полвека назад из-за серьезного антропогенного вмешательства на стыке Устюртского и Мангышлакского округов, которое едва не привело к опустыниванию территории Устюртского плато, но возможность его создания была реализована только в июле 1984 года. Сегодня площадь заповедника составляет 223,3 тысячи гектаров, раскинувшихся на Западном чинке - обрывистом крае плато Устюрт, от границы которого всего в шести километрах (!) собираются освоить газовое месторождение. Наверняка те, кто планирует выкачать 150 миллионов кубометров газа (что, по экспертным оценкам, не так уж и много), совершенно не задумываются о том, что еще в советское время Устюртское плато и без того достаточно пострадало от так называемых покосов пустынной растительности, когда вместе с солянками и другими растениями сдирался почти весь верхний слой почвы, от того, что на его территории во множестве уничтожался саксаул, и, наконец, от того, что до начала 90-х здесь действовал военный полигон, предназначенный для испытания химического оружия.
Между тем, как рассказал “НП” руководитель управления Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК Максат Елемесов, в соответствии с естественнонаучным обоснованием расширения территории заповедника предполагается, что территория месторождения в будущем как раз и подпадет в расширяемую зону. Поэтому Комитет лесного хозяйства и животного мира уже направил в конце прошлого года официальное письмо разработчикам газового месторождения, в котором им рекомендовано пересмотреть и скорректировать данные своего проекта. Однако ответа сотрудники комитета пока не получили. По словам Елемесова, на корректировку может уйти много времени, но пока суд да дело воспользоваться близлежащей территорией к заповеднику без специального разрешения будет нельзя.
Однако в соцсетях на эту тему разгорелась нешуточная полемика, в ходе которой правозащитники природы утверждают, что “подготовка к разработке газового месторождения Кансу уже идет полным ходом”. В любом случае, по мнению специалистов, даже если разработка месторождения Кансу и принесет экономический, хотя и краткосрочный (на 5-10 лет) эффект, она приведет к непоправимым и катастрофическим негативным последствиям для природы заповедника и региона в целом. Ведь на Устюртском плато обитают животные, которые являются представителями сразу нескольких Красных книг. Это муфлон, манул, каракал, барханный кот, перевязка, медоед, четырехполосый полоз и джейран. Говорят, до середины прошлого столетия в Западном Устюрте обитал даже гепард. Будут разрушены и первозданные ландшафты - чинки, которые ценны и сами по себе, и потому, что обрывистые края плато являются естественным местом обитания упомянутых краснокнижников - манула и муфлона.
Более того, разработка месторождения углеводородов в этом месте станет непреодолимым препятствием на пути создания заповедника как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО в Мангистау, что заставляет обратить внимание на проблему зарубежных биологов. “Заповедник планируется внести в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому там особые подходы должны быть, взвешенные”, - считает и Максат Елемесов. С этим нельзя не согласиться, поскольку то, что Устюртский заповедник войдет в особо охраняемый список всемирного наследия ЮНЕСКО, “говорит о том, насколько ценные виды природно-заповедного фонда обитают на его территории”.
Не случайно зарубежные и отечественные эксперты в один голос утверждают, что, кроме всего прочего, заповедник “может стать одной из главных достопримечательностей, одним из национальных брендов Казахстана и будет способствовать устойчивому развитию региона на многие поколения вперед”. Разумеется, положительный экономический и социальный эффект от этого будет не столь быстрым, но зато неограниченно долгим, и уже потому однозначно многократно превысит выгоду от разработки истощимых в короткие сроки запасов углеводородов. Как альтернативу биологи с мировым именем предлагают компромисс - вместо разработки небольшого месторождения Кансу заняться другими восемью законсервированными газовыми месторождениями в Каракиянском районе Мангистау, три из которых значительно превышают по запасам месторождение Кансу. Все эти месторождения расположены на более-менее значительном удалении от Устюртского заповедника, и их освоение с соблюдением современных экологических норм не должно нанести столь ощутимого ущерба природе региона, заповеднику и планам создания объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО в Мангистау, утверждают немецкие и казахстанские биологи.
Астана
Справка “НП”
Всего в Казахстане со статусом юридического лица существует 27 особо охраняемых территорий, из них - 12 национальных парков, 10 заповедников и пять резерватов. На сегодняшний день в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО включено четыре объекта. Это резерват Акжайык на Каспии, Наурзумский заповедник в Костанайской области, Кургальджинский заповедник в Акмолинской и Алакольский заповедник в Алматинской областях. При этом Устюртский заповедник - один из тех, которые были номинированы на статус ОВПН, помимо Катон-Карагайского национального парка в ВКО и Западно-Алтайского заповедника, также расположенного в Восточном Казахстане.
Константин Маскаев
Обществу довольно часто приходится делать выбор между ископаемыми, энергетическими ресурсами и окружающей природной средой. Казахстан в этом смысле не является исключением. А Каспию, как экосистеме, вообще не повезло. Приходится балансировать между хрупкой и даже уникальной экологией, если говорить о тюленях и осетровых, и добычей углеводородов. Но нефти и газа в Каспийском регионе столько, что отказаться от их извлечения в пользу сохранения биоразнообразия не получится. Слишком много национальных и наднациональных интересов исторически держит эта тема. Человеку приходится крепко думать и предпринимать целый комплекс мер, чтобы хоть как-то снизить губительное воздействие на живое богатство.
Опять же можно вспомнить примеры, когда потребительские человеческие цели удается реализовывать достаточно бережно и не столь агрессивно: естественная среда и технический прогресс при соблюдении определенных условий способны уживаться!
Один из таких - Мексиканский залив, где нефтедобычу сумели так аккуратно интегрировать со средой, чтобы сохранить и рыбный промысел, и курорты. Но Мексиканский залив - не замкнутая экосистема. Это глубокое море имеет выход и вход в Атлантику.
Другой пример воздействия на природу - строительство Мойнакской ГЭС на Чарыне с последующим появлением водохранилища. Другого приемлемого способа производить электричество и питать юг страны энергией найти не удалось. Но там мнение и экспертные оценки экологов учли, чтобы исключить избыточное воздействие на природу региона и по возможности предложить экологически ориентированное использование нового водоема. На берегах Мойнакского водохранилища могут появиться курорты или зоны отдыха, будет формироваться новая экосистема. То есть неизбежное затопление части территории и значительное увеличение водоема по руслу Чарына по степени воздействия на окружающую среду даже нельзя сравнивать с тем риском, на который могут решиться на Устюрте. Там, как было сказано, не очень крупное газовое месторождение способно обрушить экосистему и без того выстраданного заповедника и уничтожить его. Ради чего? Ради десятка лет добычи газа в конкретном месте. Но Кансу - далеко не единственное месторождение. Их десятки в регионе. Поэтому следовало бы отдать предпочтение тем из них, разработка которых оставит возможность для сохранения заповедника.
Наконец, такими вопросами следует озадачить общественность: обеспечен ли проект разработки месторождения тщательной экспертизой воздействия на соседствующие территории? Насколько рационально отдать предпочтение разработке - под риск потерять экосистему? Наконец, какова мера ответственности принимающего окончательное решение чиновника в том случае, если худшие опасения защитников природы начнут сбываться? |