Алла Иванилова
В Казахстане внедрят альтернативу международному религиозному стандарту качества “халал”. С 1 марта для “разрешенных” продуктов питания будет использоваться маркировка “адал”, которую, по словам авторов нововведений, заслужить непросто
Сегодня халал-индустрия превратилась в одну из самых прибыльных и развивающихся во всем мире. Торговля “разрешенными” товарами составляет одну пятую мирового рынка продуктов питания, а потребителями являются почти два миллиарда человек по всему миру. В Казахстане ежегодно растет спрос на халал-продукцию. Согласно неофициальным данным, около 30 процентов пищевого рынка Казахстана представлено продуктами халал, основная доля которых приходится на мясо-колбасную продукцию. Но в последнее время охватывается все больше наименований. Уже есть халал-мед, халал-вода и даже халал-жвачка.
Отечественные производители товаров с такой маркировкой, а их сегодня зарегистрировано около 600, должны придерживаться определенных стандартов. Сертификат “халал” выдается предприятиям на год и после тщательных проверок продлевается. В наличии у проверяющих тестеры, с помощью которых можно определить в любой продукции наличие человеческих, кошачьих, свиных и других “харамных” генов, сои, сухого молока. Стоит отметить, что в современный стандарт “халал” вошел запрет на генно-модифицированные продукты.
Но, несмотря на предпринимаемые меры, появляются суррогаты халал-продукции. Некоторые казахстанские производители не соблюдают требования, начиная с момента забоя скота и заканчивая процессом приготовления. Используют сою, свинину и даже кошачье мясо.
В республике уже давно поднимается вопрос, как противостоять “нечистоплотным” производителям. Еще в 2011 году потребители халал-продукции и общественные организации обращались к премьер-министру страны с просьбой навести порядок в области стандартизации и сертификации этой продукции на рынке Казахстана. Они предложили создать департамент или комитет “халал” при правительстве либо при Агентстве по делам религий, а также выработать нормативно-техническую базу для проведения единой технической политики в этой области.
Идею отказаться от маркировки “халал” имамы поднимали и в прошлом году. Однако, чтобы внедрить новый стандарт, понадобилось время - на разработку ушло полтора года, и ресурсы - сегодня созданы специальные лаборатории, обучено около 250 имамов, чья главная задача - следить за качеством и выдавать сертификаты на товар.
Новые правила предполагают не только смену маркировки с “халал” на “адал”, которая будет применяться только к продуктам питания, но и выдвигают ряд жестких требований, в том числе предлагается оснастить предприятия, изготавливающие такую продукцию, камерами наблюдения.
Общественность “на ура” восприняла нововведения, мотивируя тем, что больше доверия, когда сертификат соответствия выдает имам, а не чиновник, далекий от таких вопросов.
Однако далеко не все положительно отнеслись к такой инициативе. Многие считают, что необязательно менять маркировку, а нужно усилить контроль за халал-продукцией. К тому же некоторые переживают: “К нам ведь часто приезжают иностранцы-мусульмане. Откуда они знают, что наши деятели заменили слово “халал” словом “адал”.
Между тем настоящая халал-продукция, в частности, мясные и колбасные изделия, стоит недешево, это объясняется высокой долей ручного труда, особенно при забое скота. Ведь в мясе не должно быть остаточной крови, шлаков и канцерогенных веществ.
Астана |