Константин Маскаев
Вечером 4 марта южная казахстанская столица, Алматы, встретила великую и чудотворную святыню православия - явленную Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, одну из древнейших икон православной церкви. По преданию ее написал апостол и евангелист Лука
Прославленная многочисленными чудесами Феодоровская икона Царицы небесной покровительствует семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогает в трудных родах. По молитвам перед этим образом совершаются исцеления от тяжелых болезней и бесплодия.
В Алматы образ пробудет с 4 по 6 марта. Он находится в Софийском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря по улице Латифа Хамиди, 30, где с вечера и на протяжении ночи совершали молебны. Утром 5 марта глава казахстанской православной церкви митрополит Александр совершил особую литургию в сослужении иерархов Казахстана и России. А завтра вечером с 19 часов планируют провести прощальный молебен и проводы святыни. Поклоняться ей можно круглосуточно.
Итак, в Алматы прибыла одна из древнейших святынь православия. Причем на эту землю икона возвращается во второй или третий раз - несколько веков спустя! Она сопровождала известного русского полководца князя Александра Невского в очень важной в геополитическом отношении поездке в столицу Монгольской империи, город Каракорум, в 1247 году. Путь пролегал через территорию нынешнего Казахстана.
Изначально же на Русь святыню привезли из Византии. Первые летописные известия относятся к XII веку. Пред ней молились князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершало множество верующих.
Стал этот образ особо чтимой святыней царственного дома Романовых после события марта 1613 года, когда в Кострому из Москвы приехали послы Земского собора, чтобы уговорить 16-летнего боярина Михаила Федоровича Романова сесть на престол государства Российского. Первый русский царь династии Романовых принял решение в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре пред ликом Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Кострома стала “колыбелью дома Романовых” и местом паломничества и поклонения всех русских царей, императоров и представителей царствующего дома.
Любопытная и такая историческая деталь. Будущие императрицы - переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи - брали себе отчество Феодоровна, свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их восприемницей и покровительницей.
Утверждают, что лики Богородицы и Спасителя потемнели на иконе после расстрела царской семьи. В 1929 году Успенский собор Костромы закрыли и впоследствии разрушили. Святыня переходила из храма в храм, пока в 1991 году не водворилась в кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря. С того времени сестры монастыря ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.
Фото Талгата Галимова |