|
Алла Иванилова
В конце минувшей недели прошло расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки
Говоря о планах грядущих, глава ведомства поставил “жирную точку” в вопросе 12-летнего образования. Напомним, переход на 12-летку был неоднозначно воспринят депутатами, учениками и их родителями и даже некоторыми учителями. Выступая против такого нововведения, приводили многочисленные аргументы.
В частности, что государство столкнется с острой нехваткой ученических мест в школах, дефицитом учителей, необходимостью строительства новых школ, а также станет на год позже получать трудовые ресурсы для экономики.
Группа парламентариев, проведя тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке, предложила повременить с переходом на 12-летнее образование: слишком дорого грозит обойтись государству очередная реформа. В итоге переход на 12-летнее образование в очередной раз отложили на неопределенный срок.
Но на расширенном заседании правительства, прошедшем на прошлой неделе, глава государства дал поручение продолжать программы модернизации образования, несмотря на воздействие внешних факторов на экономику. И теперь Министерство образования и науки в течение месяца должно внести новые предложения по переходу на 12-летку, а до конца года будут разработаны новые стандарты.
Уже известно, что это будет формула “Одиннадцать плюс один”. То есть к существующим 11 классам добавится год предшкольной подготовки. Сегодня программа предшкольной подготовки, которая будет улучшена и модернизирована, охватывает 95 процентов всех детей в возрасте шести лет.
А вот программа “Болашак” претерпит изменения. Теперь ее участники будут проходить языковые курсы не за рубежом, а в Казахстане, что позволит сэкономить до 1-2 миллиардов тенге. Для этого будут открыты специальные центры с международными партнерами. Кроме того, подготовка кадров будет целевая, то есть для конкретных предприятий.
Также государство намерено увеличить в 2,5 раза количество грантов для обучения в вузах и колледжах в тех регионах, где не хватает трудовых ресурсов. В рамках программы “Серпiн-2050”, которая стартовала в прошлом году для восполнения кадров в трудодефицитных регионах, выделят пять тысяч грантов для обучения в вузах и ТиПО (в 2014 году выделили 2050 грантов).
Кроме того, ведомство намерено разработать новую модель присуждения грантов, которая будет учитывать не только уровень знаний студента, но и социальный статус.
Что касается трудоустройства выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучавшихся по государственному заказу, то этот показатель в прошлом году увеличился на 15 процентов и достиг 77 процентов. Тем не менее, по приоритетным проектам ФИИР сегодня работает около 35 тысяч иностранцев. По проектам, которые сейчас находятся в “Карте индустриализации”, ожидается заявок еще на 55 тысяч. В основном это высококвалифицированные специалисты и рабочие.
Злободневную проблему, преследующую Министерство образования и науки каждый учебный год - дефицита учебников в школах, глава ведомства обещал решить раз и навсегда. “Мы в декабре приняли новый график и регламент по обеспечению учебниками. В начале января утвердили перечень. Теперь издательство готовит учебники, и закуп, доставка учебников начнутся уже весной, и мы надеемся, что в сентябре наши школы будут обеспечены на 100 процентов”, - заверил главный педагог страны, присутствующий на заседании коллегии заместителя премьер-министра Бердыбека Сапарбаева. Однако вице-премьер потребовал, чтобы учебники уже в начале августа были во всех районах и населенных пунктах. На том и разошлись.
Как и полагается, глава ведомства Аслан Саринжипов отчитался о проделанной работе за прошлый год. “Я должен с удовлетворением отметить, что практически все планы, которые ставились перед министерством в прошедшем году, мы выполнили по всем уровням образования”, - констатировал министр. Так, охват детей дошкольным образованием превысил 80 процентов. “Мы идем с опережением плана”, - гордо заявил глава МОН. “В среднем образовании обновлены стандарты и разработаны новые учебные программы: для начальной и средней школы. Построено более 120 новых школ, что позволило сократить число аварийных и трехсменных. На следующий год запланировано строительство еще более 110 школ, и таким образом число аварийных школ в стране сократится на 30 процентов, а трехсменных - в два раза. В высшем образовании будет реализован крупный проект - подготовка кадров для Программы индустриализации на базе 10 вузов страны. Уже с сентября “избранные” учебные заведения начнут подготовку по обновленным программам. В науке, как отметил Саринжипов, тоже хорошие результаты. Количество международных публикаций, а это объективный показатель казахстанских ученых, за прошлый год составило 2700. “Мы здесь тоже идем с перевыполнением плана”, - констатировал главный педагог страны.
Астана |