Ботагоз Омар
В очередной раз чиновники высшего звена утверждают, что Казахстан станет членом ВТО “уже в этом году”. Но проблем, которые препятствуют вхождению нашей страны в эту авторитетную международную организацию, меньше не становится
В конце прошлого года для нашей страны успешно завершились переговоры с Европейским союзом по соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве и вступлению Казахстана в ВТО. “Мы надеемся, что в этом году оба процесса завершатся. 20 января этого года мы парафировали текст соглашения с ЕС и надеемся, что в течение этого года после сложной бюрократической процедуры согласования в рамках 28 стран - членов Европейского союза нам удастся подписать это соглашение и начать над ним конкретно работать. Такие же большие надежды у нас по вступлению в ВТО”, - отметил министр иностранных дел РК
Ерлан Идрисов в ходе правительственного часа в мажилисе.
Напомним, что мы подали документы в Женеву в 1996 году, тогда же мы получили статус наблюдателя в этой организации и теперь ждем вступления уже более 18 лет. До настоящего времени с участием казахстанских переговорщиков провели более 11,5 тысячи переговоров, протоколов и встреч на международном уровне по присоединению к ВТО.
Для сравнения, Китаю для осуществления этого шага потребовалось 15 лет, Россия ждала своей очереди 19 лет. Единственная страна, которую приняли в ускоренном режиме в порядке исключения - Кыргызстан, который оформил все эти процедуры буквально за три года. И, как показывает практика, спешка - не показатель в этом процессе. Ведь единственным безусловным плюсом от вступления Бишкека в эту международную организацию стало развитие легкой промышленности, в большинстве случаев - с низким качеством, открытие самого большого в Центральной Азии оптово-розничного рынка “Дордой” недалеко от кыргызской столицы и рынка “Кара Суу” в Ошской области. В то время как производство мяса в этой стране упало в 30 раз, других видов сельскохозяйственной продукции - в 35 раз, а некоторые отрасли промышленного производства исчезли полностью.
Поэтому, как говорила прежде министр по экономической интеграции Жанар Айтжанова, нас в ВТО приняли бы уже давно, вопрос лишь в том, сможет ли Казахстан войти в эту организацию на выгодных для себя условиях.
Так, свободный доступ товаров из развитых стран может грозить Казахстану потерей потенциала развития обрабатывающих отраслей, производящих готовую продукцию. Несмотря на активную реализацию Госпрограммы индустриализации, пока отечественный несырьевой товарный рынок не может составить конкуренцию товарам из стран ВТО. Причем наиболее уязвимым может стать наш продовольственный рынок. Поэтому Казахстан добивается относительно продолжительного периода для адаптации экономики и ряда товарных рынков к условиям ВТО.
Также предметом переговоров являются вопросы по казахстанскому содержанию в закупках недропользователей, работающих в нефтегазовой и горнорудной сферах. Сейчас в этом направлении действуют 564 контракта. Доля закупаемых казахстанских товаров по ним составляет около 13 процентов.
Так, в рамках этих контрактов казахстанские производители пользуются привилегиями, и казахстанская сторона добивается того, чтобы сохранить их до 2020 года. По мнению экспертов, этот переходный период позволит дать достаточно времени для подготовки соответствующих международным нормам альтернативных мер государственной поддержки отечественным товаропроизводителям. Причем приведение норм национального законодательства в соответствие с нормами ВТО в рассматриваемых сферах не означает полный отказ государства от предоставления субсидий и оказания поддержки казахстанским производителям.
Несмотря на возможные риски, эксперты не сомневаются, что ВТО имеет большое не только экономическое, но и политическое значение. Со вступлением в эту организацию Казахстан получит доступ к разветвленной системе мировой торговли, к ее стандартам, нормам и правилам. Причем такие же правила будут распространяться в отношении Казахстана при торговле с другими странами, поэтому для бизнеса, который всегда стремится к самосовершенствованию, ВТО может стать хорошим шансом усиления экспортных ниш.
Астана |