|
Война и мудрость несовместимы
Мир в прямом эфире
Переговоры в Минске завершились. Мнения о них самые разные. Кто-то считает, что они завершились ничем и война будет продолжаться. Кто-то говорит о неизбежной полезности - пусть уж лучше говорят, чем стреляют.
Хотя стрелять, думается, не прекратят. Во всяком случае, в ближайшее время. Слишком уж далеко все зашло. И на Украине, и вокруг нее, и далеко от нее. За океаном. Войну развязать куда легче, чем остановить. Природа людская такова. Как говаривал старина Воланд: “Ну что ж, люди как люди”. И одна из людских загадок: они постоянно говорят о желании мира, но никак не могут остановиться в своей ненависти и жажде убивать друг друга.
Но сам факт переговоров все же отраден. Любые переговоры - это шанс для решения проблемы. Пусть призрачный, но шанс. Отсутствие переговоров - новые жертвы. А то, что канцлер Меркель и президент Олланд решились на такие переговоры, да еще и, извините, мотались между Киевом, Москвой и Минском, говорит о том, что проблема-то не просто серьезная, а смертельно опасная.
И на данном этапе ее решения произошла некая разрядка напряженности. Несмотря на, казалось бы, скудость результатов.
Все стороны переговоров пришли хотя бы к некоторым общим выводам. Первый: идет война, полномасштабная и захватывающая все новые районы и города. Это не какой-то конфликт местечкового масштаба, а война. Ранее это не признавалось в ряде европейских столиц.
Второй: военным путем решить проблемы юго-востока невозможно. Это было ясно еще осенью прошлого года, это стало еще яснее зимой этого года. В том числе для европейских лидеров и для США.
Третий: нужно искать политические и дипломатические пути выхода. Оказывается, они есть. Нужно только признать реальность. В том числе существование республик юго-востока, и тогда многое сдвигается с мертвой точки.
Четвертый: все должны понять, что без взаимных уступок решения не найти. И чем дальше идет война, тем значительнее должны быть уступки, так как поле для компромисса стремительно сужается, тогда как пропасть между сторонами войны ширится с каждым днем.
И, наконец, пятый: все поняли, что сегодня необходимо решать вопрос с Донбассом и Луганском, а не с Крымом, с которым Европа все время увязывала любое урегулирование на Украине. Крым, так сказать, подождет. Сколько подождет, это сейчас каждый думает по-своему.
Ситуация усугубляется еще и тем, что картина в Киеве, так же, как и в Донецке с Луганском, пестрая. И там, и там есть люди разные, есть группы и силы абсолютно с разными позициями и взглядами. Кому-то война нужна - как в Киеве, так и в Донецке с Луганском. А кому-то уже не нужна. А кому-то она и вовсе не была нужна. И между всеми этими персонажами, объединениями, альянсами непрерывно идет явная и скрытая борьба.
С этим вынуждены считаться как Петр Порошенко, так и лидеры республик юго-востока. Это вносит свою нервозность и неопределенность в переговоры. Стороны не доверяют друг другу отнюдь не только потому, что просто не верят кому-то персонально, но и потому, что знают - всегда найдутся те, кто не подчинится никаким приказам или договоренностям. Причем, опять подчеркнем, таких достаточно с обеих сторон.
Тем не менее, несмотря на то, что до реального перемирия в многострадальной Украине еще далеко, обнадеживающий шаг в его сторону все же сделан. Мир ждал результатов Минска не зря. Хочется верить, что теперь многое пойдет по-другому. |