|
Ботагоз Омар
Правительство решило объединить 11 отраслевых законов в едином предпринимательском кодексе (поставив их на утрату), чтобы бизнесмены не путались в юридических перипетиях и четко знали границы госрегулирования. Но народные избранники традиционно нашли в представленном на их суд документе множество нестыковок и даже придумали новые афоризмы. Мол, если собрать 12 кошек, они все равно не станут тигром или барсом
Держать экзамен перед мажилисменами пришлось вице-министру юстиции Зауреш Баймолдиной. Есть законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательства” (по сути, это проект первого в истории Казахстана предпринимательского кодекса), она подчеркнула, что правительство работало над ним 2,5 года, и текст его переписывали два раза (по словам депутатов, которые участвовали в этом процессе, на суд парламента представили четвертый или пятый вариант документа).
В итоге министерство провело инвентаризацию 86 законодательных актов, предусматривающих государственное регулирование предпринимательской деятельности, в рамках проекта полностью консолидированы и поставлены на утрату 11 законов, в том числе частично - Закон “О концессиях” и Закон “О разрешениях и уведомлениях”.
В документе систематизированы и закреплены 19 принципов, на базе которых могут взаимодействовать субъекты предпринимательства и государство.
В самостоятельный раздел вынесены вопросы взаимодействия предпринимательства и государства: в сфере нормотворчества, государственного заказа в сфере предпринимательства, ГЧП, социальной ответственности предпринимательства, государственного регулирования предпринимательства, государственной поддержки частного предпринимательства.
“Сопутствующий законопроект разработан в целях приведения действующего законодательства в соответствие с предлагаемыми нормами ПК и предусматривает внесение изменений и дополнений в 93 законодательных акта, в том числе 10 кодексов”, - отметила представитель Минюста.
“Многие принципы, которые здесь прописаны, например, “осуществление любых не запрещенных видов деятельности” - их у нас разве не было? Они из Конституции следуют”, - отметила депутат Айгуль Соловьева.
Экс-министр юстиции, депутат Загипа Балиева задалась вопросом, какой будет ответственность за невыполнение ПК, попросив свою коллегу привести конкретный пример.
В свою очередь, Зауреш Баймолдина отметила, что меры привлечения к ответственности за нарушение норм ПК будут зависеть от вида нарушения. К примеру, у предпринимателей есть право получать информацию. “Если эта информация запрашивается им в рамках установленных законов. Он (госорган. -
“НП”) обязан предоставлять запрашиваемую информацию. И в зависимости от состава этого правонарушения может наступить административная ответственность”, - отметила она.
“Извините, это право любого гражданина, и государство любого должно наказать того, кто любому гражданину не дает: СМИ, учителю. Почему такое отношение только к предпринимателю?” - возмутилась в свою очередь депутат.
“Сразу не хотел вас огорчать, но вы же видите, какие вопросы поступают. Мною особо, честно говоря, проект кодекса не воспринимается. То, что Минюст такой серьезный законопроект взял на себя, консолидировал, представил - это многого стоит. Мы с вами - юристы. (...) Если мы пойдем отдельно по законам, нужные нормы введем сюда, что останется в этом кодексе? Мы последние несколько лет занимаемся регулированием национального законодательства: исключаем регулирование, коллизии, повторы”, - выразил озабоченность о возможной потере предыдущих прогрессивных норм мажилисмен Рамазан Сарпеков.
“Между прочим, когда разрабатывался проект ПК, вообще была поставлена задача минимум 20 действующих ныне законодательных актов поставить на утрату, но мы долго и бурно обсуждали каждый закон”, - отметила в защиту законопроекта вице-министр юстиции, подчеркнув, что не только Казахстан внес это нововведение: такой кодекс уже давно принят в России, в Украине в виде Хозяйственного кодекса, и в отличие от некоторых стран Европы (Германия и Франция), где дуализм складывался еще в XVI-XVII веках и действует и поныне, казахстанский законопроект его исключает. В доказательство она назвала имена ученых, представителей ассоциаций и цивилистов, которые участвовали в обсуждении законопроекта, на что услышала замечание Рамазана Сарпекова о том, что “при этом продвинутые предложения не были приняты министерством”.
После полуторачасовой дискуссии депутаты все-таки приняли законопроект в работу, подчеркнув, что он сырой и его придется видоизменять на 70 процентов. И определили, что ориентировочно через год документ уже в переработанном виде выйдет из стен палаты.
Астана |