Юлиана Жихорь
В последнее время много говорится о борьбе с теневой экономикой и уклонении от уплаты налогов. Причем это тенденция мировая, в которую Казахстан в последнее время активно вливается. В конце декабря парламент ратифицировал Страсбургскую конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. Документ позволяет Казахстану автоматически получать информацию, касающуюся налогоплательщиков в странах, присоединившихся к конвенции. Мы решили подробнее изучить этот занимательный документ
Страсбургская конвенция заключена еще в 1988 году. Собственно, именно с 80-х годов прошлого века страны всего мира обратили пристальное внимание на экономические махинации по отмыванию денег и уклонению от налогообложения в своей стране, переводя их в “благополучные” и офшорные зоны. А потому налоговики разных стран решили объединить усилия: заключили договор (конвенцию), в рамках которого договорились обмениваться любой информацией, касающейся уплаты налогов, друг с другом.
В общем, практически полный спектр налогов.
Обмен сведениями между налоговыми органами включает в себя в том числе и одновременный налоговый контроль и взаимное участие в налоговых проверках. Статья 1 конвенции включает в себя и взаимную помощь по взысканию задолженностей по уплате налогов.
Информацию налоговики разных стран могут предоставлять друг другу по запросу и автоматически.
И вот тут начинается самое интересное.
Автоматически казахстанские налоговики будут информированы, если кто-нибудь из стран - участниц конвенции заподозрит, что некий гражданин пытается нанести нашей стране “налоговый убыток”. Например, если казахстанский “мистер Х” вывел деньги из РК, то налоговики страны - конечного пункта известят казахстанских коллег: “К нам такой-то товарищ перевел такую-то сумму денег. Он у вас точно налоги заплатил?” И попадет товарищ “мистер Х” под пристальное внимание казахстанских властей.
Второй случай автоматического предоставления информации: если лицо, имеющее налоговые обязательства, платит налог по сниженной ставке или освобождается от уплаты налога в первой стране, что влечет за собой повышение налога или необходимость уплаты налога в другой стране. Впрочем, здесь информация будет проверяться на предмет наличия между странами соглашений об избежании двойного налогообложения.
Ну и, наконец, самое главное: если налоговики в стране - участнице конвенции заподозрят, что перетоки денег между казахстанским налогоплательщиком и его компаньоном за рубежом, проходящие через одну или несколько стран или компаний, - способ уклониться от налогов или увести деньги в офшоры (где налогообложения гораздо ниже). Кроме того, казахстанским фискалам поступит информация и в том случае, если налоговые службы другой страны усмотрят, что экономия за счет уменьшения налоговых платежей - результат искусственных перечислений прибылей внутри групп или предприятий.
В общем, теперь перечислить деньги или потратить их в любой другой стране бесконтрольно для казахстанских налоговых органов вряд ли получится. В случае чего налоговики какой-нибудь офшорной зоны с удовольствием помогут взыскать с нарушителя казахстанского законодательства все невыплаченные налоги и штрафы.
И теперь самое важное. Страсбургскую конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам подписали 89 стран. В 59 она уже вступила в силу, в том числе в 19 офшорных юрисдикциях (всего среди подписантов конвенции 29 офшорных юрисдикций).
Возможности этой конвенции, а также соглашение, подписанное 51-й страной на Глобальном форуме по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях в Берлине и предусматривающее ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, вероятно, ставят большой заслон на пути налоговых уклонистов и “теневиков”. Казахстан пока не присоединился к Берлинскому соглашению. Но исключать такую перспективу нельзя: наша страна начала активную борьбу с деофшоризацией экономики. А на этом поприще все методы хороши.
Астана |