|
Константин Маскаев
Бывает, что приезжаешь в какое-то место, а оно изменилось до неузнаваемости. Причем настолько, что от привычного и, казалось, неприкосновенного объекта остались только куча строительного мусора и остатки фундамента!
Так было со мной, когда, принимая гостей из России, мы включили в культурную программу посещения городских достопримечательностей один из самых известных и захватывающих аттракционов в Алматы - подъем на гору Кок-Тобе по канатке. Приезжаем на площадку к Дворцу Республики, видим упомянутую горсть строительного мусора, “голые” - то есть без канатов - опоры и никакой информации о дальнейших планах
Сразу скажу, что верхняя станция канатной дороги также оказалась демонтированной, часть нагорного парка перекрыта. В границах доступного осталась только битловская скамейка. Демонтировали популярный у горожан и туристов фонтан “Яблоко”. Его сейчас перенесли к юртам. Туда же поставили и оба знакомых миллионам казахстанцев, алматинцев и гостей города вагончика, красный и фиолетовый. То есть они не брошены, как что-то устаревшее и отслужившее. Пока стоят, укрытые пленкой, и не пылятся. Понятно, что реконструкция. Но поскольку никто из опрошенных знакомых ничего не пояснил, пришлось поискать информацию самому.
Оказывается, глобальную реконструкцию канатной дороги начали еще 1 сентября. Но ее просто закрыли, а к демонтажу приступили совсем недавно. Удалось узнать, что будут демонтировать не только верхние и нижние станции, но и технические, и сами опоры. Новые опоры останутся на прежних местах, но будут иметь иное архитектурное и техническое решение. Все потому, что вместо известной и привычной канатной дороги из двух трамваев построят дорогу гондольного типа. Подобная протянута от “Медео” до “Шымбулака”. Разница лишь в том, что у гондол этой дороги не будет внешних карманов под лыжи и доски. В остальном - все очень похоже. Гондолы будут курсировать онлайн, вначале их будет 17, но проект предусматривает использование 24 кабин.
Новая дорога на Кок-Тобе заменит старую и проляжет ровно по прежнему маршруту. Изменятся конструкция и внешний вид станций.
Пока идет реконструкция, нагорный парк, хоть и в усеченном виде, продолжает работать. Туда, как и прежде, можно добраться специальными автобусами. Правда, в связи с реконструкцией верхние 300 метров дороги закрыты. Но вправо проложили ответвление, которое приводит на построенную недавно автостоянку. Она расположилась ниже мини-зоопарка.
Строительство новой гондольной дороги на Кок-Тобе ведет французская компания. Она взяла подряд завершить строительство и запустить дорогу к июню 2015 года. Возможно, официальное открытие приурочат к 1 июня, Дню защиты детей.
Канатная дорога на Кок-Тобе обновлялась десять лет назад. Несмотря на то, что она отвечала всем техническим параметрам и требованиям безопасности, ее посчитали устаревшей. Руководству парка показалось, что 15 минут ожидания вагончика и шестиминутный подъем - довольно долго. Затем производились посадка и отправление. Помните, об этом извещал специальный звонок: “Внимание! Поехали!”. Специальный смотритель станции закрывал двери и шел запускать рубильник. Были в этом и определенное волнение, и некий шарм, сходный с отправлением поезда-трамвайчика куда-то ввысь или обратно. В сезон эти трамвайчики перевозили до двух тысяч человек в день.
Возможно, дорога в новом формате окажется более удобной и оперативной. Возможно, она поможет увеличить и число тех, кто воспользуется этим подъемом в парк. Ожидают, что 17 кабин Diamond обеспечат пропускную способность 750 человек в час (с возможностью увеличения до 1000 человек в час). Возможно, новшество не слишком повлияет на стоимость проезда, а то и (это мой бред!) станет дешевле. Хорошо бы также оставить оба трамвайчика, которые возили пассажиров аж с 1967 года, хотя бы в форме экспонатов там, в нагорном парке.
Канатная дорога “Кок-Тобе” была первой в Среднеазиатском регионе. На строительство ушло два года, сооружение началось в 1965 году. Основные проектные и монтажные работы прошли при участии инженеров из Тбилиси. Протяженность канатной дороги составила 1672 метра, перепад высоты между верхней и нижней станциями - 250 метров. Канатную дорогу запустили 4 ноября 1967 года. Протяженность новой гондольной дороги составит 1632 метра, уклон - 14,2 процента, время подъема - около 4,5 минуты. |