Ботагоз Омар
Правительство намерено повысить эффективность специальных экономических зон (СЭЗ). Из 520 компаний, зарегистрированных на территории СЭЗ, лишь 150 реально работают. А потому вчера в парламенте презентовали очередной законопроект, направленный на реанимацию неработающих зон
В первую очередь, с помощью принятия законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования специальных экономических зон” в стране планируют создать единый координационный центр по управлению СЭЗ на базе АО KAZNEXINVEST с передачей ему части государственных акций управляющих компаний.
Причем, по словам вице-министра по инвестициям и развитию Ерлана Сагадиева, основными задачами такого единого центра станут приведение управления специальными экономическими зонами к международным стандартам управления и внедрения бизнес-процессов, маркетинговые мероприятия по привлечению новых участников и инфраструктурных инвесторов.
Во-вторых, устанавливается стабильность налогового законодательства, так как для создания благоприятного инвестиционного климата в СЭЗ действующим и потенциальным участникам необходимы гарантии в части предоставления и сохранения налоговых льгот.
В-третьих, законопроект предполагает передачу объектов инфраструктуры на баланс управляющим компаниям. То есть, как пояснил вице-министр, СЭЗ, конечно, никак не могут повлиять на тарифообразование на услуги водо- и энергоснабжения, без которых работа на территории СЭЗ немыслима. “С новыми поправками управляющая компания СЭЗ будет получить право делать незначительную наценку на доставку коммунальных услуг внутри. И на это она собирается жить. Почему важно, чтобы инфраструктуру передали в доверительное управление СЭЗ в безналоговом режиме? Сейчас инфраструктура принадлежит акимату, КМГ, КТЖ и управляющая компания не имеет права зарабатывать. Она не имеет права брать деньги с участников СЭЗ ни в коей мере, она не имеет права зарабатывать на текущих тарифах. Получается, мы ее оголили, она у нас без денег и вынуждена всегда просить бюджетные деньги. А в бюджете не предусмотрены деньги на содержание управляющей компании”, - пояснил Ерлан Сагадиев.
Поэтому, переводя инфраструктуру в руки управляющей компании, правительство намерено убить сразу трех зайцев: перевести управляющую компанию на самообеспечение, она сама будет содержать принадлежащую ей инфраструктуру в надлежащем порядке, и завести на этот рынок международные управляющие компании.
И, наконец, четвертая поправка касается возможности беспошлинной реализации товаров участникам СРП. “Это огромный рынок, который на сегодня закрыт для участников СЭЗ по причине налогообложения между СЭЗ и СРП. Имеет смысл для наших СЭЗ этот рынок открыть”, - пояснил вице-министр.
Законопроектом предусматривается возможность поставок продукции СЭЗ в компании, действующие в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) с применением нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Параллельно этот вопрос прорабатывается в рамках обсуждаемого текста Таможенного кодекса ЕАЭС, причем, как уточнили в министерстве, пока возражений нет ни со стороны России, ни со стороны Белоруссии. Не противоречит это и нормам ВТО.
“Рынок СРП огромный, в ближайшие пять лет он будет составлять не менее 14 миллиардов долларов - это то, что наши СРП купят на внутреннем рынке. Производителям, работающим в СЭЗ, надо предоставить им такие же условия, которые предоставлены для импорта. Например, “Тенгизшевройл” завозит из-за рубежа трубы на 200 миллионов долларов США в год и не платит налогов. Но если компания эту трубу завозит из СЭЗ, то нужно платить НДС. Конечно, этот налог ей потом возвращается, но там очень длительная процедура. Поэтому компания ничего из Казахстана старается не завозить, хотя ТШО страдает, потому что у него бывает недостаточный уровень казсодержания, и за это штрафуют”, - пояснил Ерлан Сагадиев.
Астана |