|
Ольга Шишанова
Столичные водители такси напрочь отказываются перевозить клиентов с детьми до 12 лет из-за новых норм ПДД, которые предусматривают обязательное наличие специальных детских кресел, и отсутствие которых влечет за собой штраф от пяти до десяти МРП
Нововведения были “введены в строй” 7 января, однако широкий общественный резонанс, лихорадочные столкновения в социальных сетях не прекращаются до сих пор, набирая все больше оборотов между ярыми противниками новых правил ПДД и их сторонниками.
Противники нововведений, которых набирается явное большинство, недоумевают по поводу того, “насколько целесообразно применение этих кресел не на автостраде, а внутри города, где и так действуют ограничения скорости от 40 до 60 километров в час”. Сторонники новых правил мотивируют свои доводы тем, что главное - все-таки безопасность и, дескать, в Европе давно привыкли к такому.
Справедливости ради надо сказать, что новые ПДД на самом деле далеко не новые. Пункт перевозки детей в специальных креслах и так был закреплен в правилах дорожного движения республики, другое дело, что он практически не выполнялся. Теперь же, накануне ЭКСПО, как считают пользователи соцсетей, “нам надо догнать и перегнать Европу, не считаясь ни с чем”. На самом деле, доля правды тут есть.
Во-первых, неожиданность предъявляемых, пусть и справедливых, требований: Казахстан - не Европа, где нормой считается один, максимум два ребенка в семье. Родители, у которых трое или четверо маленьких детей, и которые привыкли, к примеру, заказывать такси для того, чтобы утром развезти детей в садик или в школу, теперь хватаются за голову из-за того, что все таксомоторные парки города им отказывают в услугах перевозки. Впрочем, приуныли и водители такси - ведь они лишаются, по словам многих руководителей таксопарков, практически половины своей прибыли.
Во-вторых, отсутствие этих самых специальных детских автокресел в Казахстане, которые можно заказать либо по интернет-магазину, либо закупить в том же таксопарке, где “успели подсуетиться”, но по весьма завышенной цене. Например, по словам водителей такси, сотрудничающих со столичным таксопарком “Экипаж”, им предлагают даже не само устройство, а “нечто, напоминающее автокресло с шестью перемычками”, которое должно удерживать ребенка, за три с половиной тысячи тенге, в то время как на самом деле его закуп с доставкой обходится от силы в две тысячи тенге.
Налицо возможный рост коррупции, с чем согласны даже в мажилисе парламента республики, ссылаясь, впрочем, на то, что разработчики этого закона “приняли его гораздо раньше”, и только вот теперь он вступил в силу.
Подтвердил это и председатель мажилиса парламента РК Кабибулла Джакупов, который признал, что принятые нововведения - это “недоработка наших рабочих комиссий, этот закон как-то надо посмотреть более глубже”, поскольку то, что наблюдается сегодня на дорогах Казахстана, “это прямой путь к коррупционным действиям”.
Впрочем, помнится, что депутаты фракции “Ак жол” при обсуждении этого законопроекта настаивали на применении требований детских кресел к детям хотя бы до семи лет, а не до 12, однако в итоге тогдашний министр внутренних дел сумел настоять на своей точке зрения, в результате которой и были применены возрастные рамки до 12 лет.
Между тем, если рассматривать зарубежный опыт, на который у нас все так любят ссылаться, то можно заметить, что во многих странах “не заморачиваются” по этому поводу. Так, с обязательным использованием детского удерживающего устройства в Бельгии и Дании должны ездить дети в возрасте лишь до трех лет, в Японии - до шести лет, в Финляндии для детей от 3 до 12 лет использование автокресла рекомендуется, но не является обязательным.
И что еще немаловажно - в соседней России, например, на введение аналогичной нормы новых ПДД была предоставлена временная рассрочка до 12 месяцев. У нас же, как всегда, сначала сделают, а потом думают.
Астана |