Ботагоз Омар
Если Евразийский экономический союз открывает Казахстану ворота в западном и северном направлениях, ВТО - в восточном, то проект “Новый Шелковый путь” - в южном. В этом году проекты инфраструктуры будут возводить с особой активностью
Напомним, что о необходимости разработки плана инфраструктурного развития говорилось в ноябрьском Послании главы государства народу страны. Как отметил президент, только за счет строительства дорог в стране создадут не менее 200 тысяч рабочих мест.
По данным главы Нацбанка, в течение ближайших трех лет для развития железных и автомобильных дорог, которые соединят Астану со всеми регионами Казахстана, выделят 10 миллиардов долларов США из Национального фонда и столько же привлечено по линии международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
Причем, по данным Министерства по инвестициям и развитию РК, большую ставку будут делать на развитие проектов, которые позволят расширить объем транзита между Китаем и Европой. Так, в глобальном транзите объем морских перевозок между этими регионами к 2020 году составит около 17 миллионов ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), это около 170 миллионов тонн, тогда как в 2010 году он составлял 117 миллионов тонн. Перед транспортными властями стоит задача привлечь к 2020 году не менее восьми процентов от этого грузопотока.
В этом направлении уже развиваются несколько проектов. Если прежде традиционно Казахстан рассматривался как транзитная точка между Центральной Азией и Россией, то теперь маршруты между Китаем и Европой развиваются по трем потокам: через Россию - в Северную и Западную Европу, через Каспийское море - в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее - в Южную Европу, а в декабре прошлого года главами Казахстана, Туркменистана и Ирана была запущена железнодорожная ветка Казахстан - Туркменистан - Иран, которая является частью крупнейшего проекта “Север - Юг”. Этот путь призван облегчить транзит грузов из государств Южной, Юго-Восточной Азии, с берегов Индийского океана в страны Северной и Восточной Европы через территорию государств - участников проекта и Российской Федерации. И, так как он в три раза короче, чем через Суэцкий канал, доставка грузов из начального пункта в конечный займет менее суток.
Но так как транспорт - это не только дороги, но и выработка политики, которая позволяет сократить время и максимально упростить административные барьеры, не стоит сбрасывать со счетов выработку в рамках ЕАЭС единой транспортной политики.
Так, подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу со 2 января текущего года, предполагает ведение согласованной политики в ключевых отраслях, включая электроэнергетику, фармацевтику, транспорт, финансовый сектор, сферу нефти и нефтепродуктов.
Порядок, условия и этапы либерализации будут определяться отдельными международными договорами в рамках ЕАЭС с учетом отраслевых особенностей. Так, например, в области развития автомобильного транспорта государства-члены к 1 января 2016 года примут программу поэтапной либерализации в сфере каботажных перевозок на период с 2016 по 2025 год.
Аналогично и с другими видами транспорта предоставление доступа автомобильным перевозчикам на внутренний рынок каждого из государств-членов будет осуществляться поэтапно. Подробнее этот момент будет отражен в Программе либерализации перевозок, которая будет разработана до 1 июля 2015 года. Либерализация будет осуществляться с 2016 по 2025 год.
Казахстан предоставит доступ на внутренний рынок с 2025 года. Здесь наша страна решила взять своеобразный тайм-аут, так как казахстанские авто- и грузоперевозчики сегодня менее конкурентроспособны и власти дают им время для того, чтобы они встали на ноги.
Астана |