|
Ботагоз Омар
Несмотря на вторую волну кризиса, казахстанский бизнес смотрит на 2015 год с оптимизмом. Причиной тому стали законодательные поправки, принятые в уходящем году (по ним упрощается система получения разрешений), средства, выделенные предпринимателям из Нацфонда, и изменение всей системы госконтроля и надзора: теперь те юрлица, которые вообще не хотят подвергаться проверкам, могут просто застраховать свой бизнес и не бояться ревизоров
Итак, Год Лошади для казахстанского бизнеса выдался очень даже непростым. Достаточно вспомнить февральскую корректировку валюты, после которой тенговые кошельки наших граждан полегчали на 20 процентов, увеличение цен на все группы товаров, политика банков, неохотно выдающих кредиты, новые девальвационные ожидания и, наконец, непростая ситуация вокруг санкционной политики в России, снижения мировой стоимости нефти.
Между тем парламентская жизнь по-прежнему кипела, законодательный портфель был полон, и бизнесмены должны это ощутить уже в следующем году. (Кстати, с этого времени вступает в силу и Договор “О Евразийском экономическом союзе”, что сулит и новые возможности, и новые вызовы в лице российских и белорусских конкурентов.)
Кроме того, с нового года вступает в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для осуществления предпринимательской деятельности в РК”. Он предполагает внесение изменений в 11 кодексов и 94 закона. С принятием этого документа система государственного контроля и надзора в стране будет полностью изменена: страна отказалась от тотальных плановых проверок.
В этой связи типы контроля разделены на четыре категории.
Первая категория контроля - это так называемый особый порядок проверок, под который подпадают особо опасные виды деятельности, сопряженные с жизнью и здоровьем людей, с охраной окружающей среды, национальной безопасностью. Они будут контролироваться.
Вторая категория - это так называемые выборочные проверки, которые распространяются на субъекты малого бизнеса, работающие в сфере торговли, услуг, бытовых услуг, общественного питания. Выборочный контроль предполагает наличие системы оценки рисков. “То есть анализируется, как этот субъект бизнеса вел себя последние три года, были ли у него какие-то нарушения. Если по закону предполагается предоставление какой-то отчетности - были ли нарушения в предоставлении такой отчетности, то есть анализируются отчетные данные: проверочная история плохая, выйдем к вам на проверку, хорошая проверочная история - работайте дальше. Вас никто не будет проверять”, - отметила в комментарии “НП” заместитель председателя НПП Гульнар Курбанбаева.
Третья группа проверок связана только с внеплановыми проверками, которые будут проводиться по обоснованным обращениям граждан, и четвертая категория - это та, которая осуществляет свою деятельность без проверок. К этой группе относится 60 процентов субъектов бизнеса.
“Для предпринимателей, которые вообще не хотят подвергаться проверке, есть возможность альтернативы. Для этого нужно застраховать свой бизнес, и дальше бизнесмены отвечают имущественно и неимущественно по итогам, допустим, какого-то нарушения. Самый простой пример - это либо отравление, либо какой-то пожар, либо несчастный случай на стройке, и тогда вы отвечаете собственными деньгами за то, что произошло, если, конечно, ваши деяния не сопряжены с уголовным законодательством”, - отметила Гульнар Курбанбаева.
Но это еще не все. В сентябре текущего года глава государства поставил задачу на 50 процентов сократить все разрешения, поэтому новые поправки еще впереди. И так как битва с бюрократией в сфере разрешительных процедур для бизнесменов напоминает борьбу со Змеем Горынычем - государство вводит отмену разрешительных документов, лихо отчитывается перед президентом страны, а потом все возвращается на круги своя (то есть отмененная процедура... незаметно возвращается). Теперь с принятием в апреле этого года Закона “О разрешениях и уведомлениях”, по заверению топ-менеджеров, такой практике будет поставлен заслон.
И, наконец, подводя итоги уходящего года, нельзя не коснуться того, что со 2 апреля 2014 по 1 января 2015 года действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. И, как показывает исследование, проведенное бизнес-ассоциациями, мораторий 2002 и 2008 годов показал, что к ухудшению ситуаций по качеству реализуемых продуктов питания, предметов первой необходимости и т.д. это не приводит. Именно поэтому сегодня политика сводится к тому, чтобы передавать некоторые функции госорганов в бизнес-среду, развивая принцип саморегулирования.
Что касается волатильности на валютном рынке России, то, по мнению зампреда НПП, она сыграла казахстанским бизнесменам, импортирующим российское сырье, только на руку: они просто закупили необходимую продукцию впрок, что позволит временно сократить их затраты.
Астана |