|
Алла Иванилова
В вопросах молодежной политики чиновники перешли от слов к делу. В мажилисе парламента в первом чтении одобрили законопроект “О государственной молодежной политике”, который, как уверены в Министерстве образования и науки, работать и жить помогает
Закон “О государственной молодежной политике”, принятый еще в 2004 году, морально устарел и сегодня не решает никаких вопросов. В этой связи Министерству образования и науки поручили разработать новый документ, который учитывал бы все реалии. Предполагалось, что новый закон заработает с 1 января этого года. В 2011 году разработчики развили бурную деятельность, проводя многочисленные встречи по всей стране. Однако, когда в марте 2012 года законопроект презентовал парламенту бывший вице-министр образования и науки Махметгали Сарыбеков, народные избранники заявили, что они не видят в нем конкретики. В законопроекте отсутствовали внятные механизмы создания социальных лифтов, трудоустройства и в целом системы качественного развития молодежи. Депутат мажилиса Дарига Назарбаева и вовсе сказала, что документ “пахнет нафталином”, а ее коллега Рамазан Сарпеков назвал его “бородатым” и сравнил с Законом о ветеранах.
Действительно результат, казалось бы, титанической работы - минимальные поправки, практически не видоизменившие старый документ. В нем лишь задавали рамки, какие-то направления, но четко не прописывали механизмы взаимодействия молодежи с государством. Составители пытались оправдаться, говоря, что молодежь получила возможность участвовать в процессе разработки поправок, но якобы ее предложения были далеки от реальности. В итоге законопроект отозвали из парламента.
Новый вариант проекта закона “О государственной молодежной политике” более содержательный. В ходе 19 заседаний рабочей группы рассмотрели более 250 поправок депутатов к основному законопроекту, 47 поправок, носящих концептуальный характер, направлены на заключение правительством. Из них 14 поддержали. “Поправки, внесенные депутатами, позволили значительно конкретизировать и улучшить нормы законопроекта”, - представляя в первом чтении проект закона, признался министр образования и науки Аслан Саринжипов. По его словам, новый документ защищает права молодежи, предполагает ее вовлечение в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, воспитывает гражданственность, нетерпимость к проявлениям коррупции, формирование экологической культуры, обеспечивает доступность и качество образования, а также развитие научно-технического потенциала. Законопроект создает условия для трудоустройства и развития предпринимательской деятельности среди молодежи, предусматривает систему доступного жилья для молодых семей.
Однако и новый вариант законопроекта вызвал у депутатов немало вопросов. В частности, мажилисмен Шавхат Утемисов заметил, что сегодня вопросами молодежной политики занимаются многие ведомства. “Получается такая ситуация, когда у семи нянек дитя без глаза”, - констатировал депутат и поинтересовался: “В свое время в 1990-х годах в стране действовал исполнительный орган, который координировал всю молодежную политику, осуществляемую в стране, - это государственный комитет по делам молодежи. Этим законопроектом предусматривается создание какого-то единого исполнительного органа, который бы всю эту работу координировал и направлял в целом в рамках государственной молодежной политики?”. Министр образования и науки отметил, что законопроект четко разграничивает ответственность и компетенции государственных органов. При этом “главным” органом в этих вопросах остается Минобразование и, в частности, департамент молодежной политики.
Интересовала парламентариев и судьба выпускников вузов. По информации главы ведомства, 75-80 процентов из них, получив диплом, сразу находят работу. Однако эта цифра насторожила народных избранников. “Мне кажется, это несколько сомнительная цифра, она не соответствует реалиям”, - высказался Серик Оспанов. Главный педагог страны сообщил, что в скором времени министерство будет по-другому считать трудоустроенных выпускников. “Мы будем объединять нашу систему статистики с системой Министерства здравоохранения и социального развития. В будущем мы разработаем единую систему, где оценивать трудоустройство мы будем по данным ГЦВП. Если есть пенсионные выплаты в течение определенного срока, тогда мы считаем, что действительно человек трудоустроен”, - сообщил глава Минобразования.
К слову, вчера на пленарном заседании мажилиса в целях содействия молодежи в трудоустройстве внесли в первом чтении дополнения в Трудовой кодекс. В частности, при приеме на работу для лиц, не до
стигших возраста 18 лет, исключается испытательный срок. Это правило распространяется и на лиц, освоивших образовательные учебные программы в организациях технического и профессионального послесреднего, высшего и послевузовского образования, впервые поступающих на работу по полученной специальности, но не позднее первого года со дня их окончания. Также определяется срок заключения трудового договора - не менее двух лет - с молодым специалистом, впервые поступившим на работу. Министр объяснил депутатам, почему именно два года: “Год - это первоначальная адаптация к коллективу, когда человек вникает в суть своей профессии. Второй год позволит ему раскрыть свой потенциал, показать какие-то результаты, доказать руководству компании, что он действительно может работать”.
Некоторые депутаты в очередной раз подняли вопрос о возможности продления возраста молодежи. Напомним, были предложения повысить возраст молодежи до 30 лет. Однако министр образования и науки поставил точку в этом вопросе: “Учитывая международный и собственный опыт, мы считаем правильным, что до 29 лет человек относится к категории “молодежь”. А дальше это уже состоявшаяся личность, имеющая багаж знаний. На наш взгляд, это верная классификация. Мы решили оставить от 14 до 29 лет”.
Численность молодежи от 14 до 29 лет на 1 января 2014 года составила 4 миллиона 293 тысячи человек, что составляет 25 процентов от общей численности населения Казахстана. |