|
Меняем финансовый курс по курсу доллара
Тревожный слабый интерес
На неделе руководитель одного из банков страны сказал, что грядущий год будет “тяжелым на финансовом рынке”. Здесь словосочетание “финансовый рынок” каждый волен менять по-своему. Важно то, что год обещает быть финансово непростым. Наверное, банкир именно это имел в виду. Они ведь, люди финансового рынка, персонажи конкретные, когда дело касается счета денежных знаков, но как-то теряются с конкретикой, когда их просят что-то определенно объяснить по поводу этого счета.
При этом руководитель банка высказал еще одно довольно занятное умозаключение:
- В стране ослабевает интерес к национальной валюте, население с опасением ждет очередной девальвации и закупает доллары.
К чему бы это? Причем ставки по долларам очень низкие, куда выше предлагаются ставки в тенге. Тем не менее 57 процентов вкладчиков этого банка - одного из крупнейших банков страны, хранят деньги в долларах, тогда как 43 процента - в тенге.
Говорить о том, что это последствия февральского девальвационного шока, наверное, не следует. Хотя подобные скачки даром не проходят. Наверняка на людей производит впечатление и картина, которую они наблюдают вокруг, вообще все, что происходит. Особенно на пресловутом финансовом рынке.
Мало кто разбирается в макроэкономических показателях или в динамике роста тех или иных отраслей промышленности. Зато все прекрасно видят, что цены растут, причем весьма динамично, нефть дешевеет (тоже довольно резво), а западные санкции, как бы к ним ни относились, знать о себе дают все больше. Несмотря на то, что от мировых финансовых рынков отрезана, казалось бы, только Россия, но не Казахстан.
Самым, на наш взгляд, интересным местом в выступлении руководителя банка было, когда его спросили: а почему это наш народ не верит официальным заверениям, что в ближайшее время девальвации тенге не будет?
Ответ был естественным и банальным: это вы у народа и спросите. А мы, мол, банкиры, того, что думает народ, не ведаем (?) - это уже мы за банкиров предположили.
Одновременно с подачи главы кабинета Карима Масимова заговорили об отказе от доллара в экономике. Главное, по его словам, сказанным на днях, это обеспечить национальную банковскую систему национальной же валютой. Получается и впрямь хоть какой-то выход. “Им бы понедельники взять и отменить”. Отменить “зеленый” в национальной экономике, тогда и “переворачивания” кредитов с тенге на доллар наверняка не будет.
Кстати, в мировой экономической практике подобный пример уже был. И не раз. Один из таких впечатляющих экспериментов пытались провести в Республике Зимбабве. Правда, результат почему-то получился совершенно неожиданным: инфляция в этой благословенной стране достигла сотен тысяч процентов в год. Мы не оговорились, именно сотен тысяч процентов в год.
В результате Зимбабве вынуждена была полностью перейти в расчетах внутри страны на проклятый зеленый доллар, изъяв из обращения национальную валюту. Потому что само печатание ее стало дороже, нежели ее стоимость.
Нет, конечно же, мы бесконечно далеки здесь даже от приблизительных сопоставлений или уж тем более параллелей. Какая тут Зимбабве! У нас все гораздо лучше. Однако. Интерес к национальной валюте все же ослабевает. Это не мы придумали. И “население с опасением ждет очередной девальвации”. Понимаете? Очередной.
А вот почему народ не верит в заверения, что ее, очередной, не будет? Этого банкиры ни у кого спрашивать не собираются. Наверное, сами знают, почему. |