|
Ольга Шишанова
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил партнерам по ЕАЭС поставить высокую планку - к 2050 году войти в первую тройку лидеров интеграционных объединений мира
Идея Евразийской интеграции была впервые предложена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году во время его выступления в МГУ. Все это время идея постепенно развивалась, и уже через месяц Евразийская интеграция, начало которой было положено 20 лет назад, обещает обрести право на полноценное существование. Локомотивами этого мегапроекта являются три страны - Казахстан, Россия и Белоруссия.
Идей у стран много, возможностей, особенно при условии их совместной реализации - еще больше. Однако, по мнению председателя Госдумы Российской Федерации
Сергея Нарышкина, которым он поделился в ходе международной конференции “Президент. Парламент. Интеграция” в Астане, в первую очередь “необходимо будет активизировать межпарламентское сотрудничество в рамках Евразийского экономического сотрудничества”.
“Я считаю, мы должны активизировать межпарламентское сотрудничество в рамках ЕАЭС. Я предложил бы здесь три организационных шага. Первое - предусмотреть в регламентах парламентов проведение обязательной экспертизы национальных законопроектов на их соответствие договору о ЕАЭС. Второе - планировать совместные заседания в профильных комитетах для обсуждения наиболее значимых программ. Третье - это регулярно проводить предметные круглые столы с депутатами, экспертами и предпринимателями по актуальным вопросам законодательного обеспечения ЕАЭС”, - заявил он.
Спикер мажилиса парламента Казахстана Кабибулла Джакупов также отметил, что значимую роль в реализации внешнеполитических инициатив президента Казахстана играет парламентская дипломатия. Таким образом, парламентариям вновь пришлось вернуться к обсуждению вопроса о возможном формировании парламента Евразийского экономического союза, хотя несколько ранее они высказывались против.
|
Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин:
“Мы должны активизировать межпарламентское сотрудничество в рамках ЕАЭС” |
Тем не менее, по мнению председателя постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания РБ по международным делам Николая Самосейко, “очевидно, что любое новое интеграционное экономическое объединение все равно рассматривает вопрос о формировании парламентского измерения”, и ЕАЭС также рано или поздно потребует формирования некой парламентской структуры. “Будет ли это полноценный парламент либо межпарламентская ассамблея, покажет время”, - подчеркнул Самосейко.
В рамках этого предложения Сергей Нарышкин предложил уже будущей осенью подвести итоги первых шагов ЕАЭС, призванного “снять барьеры для граждан и бизнеса стран-участниц, создать общий рынок товаров и услуг, в результате народы наших стран станут ближе друг к другу, а значит, ощутимо выиграют миллионы наших соотечественников”.
Учитывая, что необходимо будет привести многие нормативно-правовые акты в соответствие с договором, спикер России отметил важную роль Казахстана в этом процессе как страны, с которой можно брать пример в этом отношении. “К примеру, для развития общего рынка товаров понадобится таможенный кодекс ЕАЭС. В новом своде таможенных правил важно обеспечить приоритет электронному, а не бумажному декларированию. Не менее сложные задачи стоят в сфере формирования единого рынка услуг, что предполагает, прежде всего, взаимное признание национальных лицензий. Для общего рынка труда будет стимулом страховое и медицинское обеспечение наших трудящихся по национальному режиму на всей территории нового союза”, - подчеркнул Сергей Нарышкин.
Кабибулла Джакупов поддержал своего российского коллегу, одновременно напомнив, что “ЕАЭС был создан на обусловленных национально-государственными интересами универсальных принципах равенства, добровольности, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы”. “Казахстанская позиция исходит из принципа, что участие государств в интеграции должно служить стимулом для индустриализации национальных экономик, обеспечения людей работой, создания благоприятных условий для развития бизнеса. В этом контексте очевидно, что любые решения, законы, принимаемые нашими странами, должны создавать благоприятные условия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы каждой из сторон на территории всего союза, на поддержку бизнеса и занятости, на углубление экономической интеграции”, - подчеркнул спикер мажилиса.
При этом Джакупов добавил, что “мы создали Евразийский экономический союз не для того, чтобы отгораживаться от глобального мира, а напротив - чтобы открываться глобальному сотрудничеству с остальным миром”.
Справка “НП”
Сегодня в мире насчитывается 21 интеграционное объединение, среди которых лидируют:
- в Западной Европе - Евросоюз, существующий с 1957 года и объединяющий в себе 27 стран;
- в Северной Америке - НАФТА, или так называемая Северо-Американская зона свободной торговли, созданная в 1994 году и включающая США, Канаду и Мексику;
- в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АТЭС, Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, созданная в 1984 году, в состав которой входит 21 страна.
Важную роль в мировых интеграционных процессах помимо них, по мнению экспертов, играют также:
- Южно-Африканский таможенный союз, созданный в 1969 году пятью странами: Ботсваной, Лесото, Намибией, Свазилендом и ЮАР;
- общий рынок стран Южного конуса МЕРКОСУР, созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Парагваем и Уругваем;
- страны Бенилюкса - Бельгия, Нидерланды, Люксембург, объединившиеся в 1958 году;
- Совет по сотрудничеству арабских стран Персидского залива, в который в 1981 году вошли шесть стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ и Саудовская Аравия;
- Содружество Независимых Государств - СНГ, в состав которого в 1991 году вошли 12 стран бывшего СССР.
Астана |