|
Айгуль Жилкишина
Бытие определяется экологическим сознанием
Со второй половины ХХ века немногочисленные сторонники защиты природы стали заявлять с международных трибун, что низкий уровень экологической культуры людей - это прямая угроза продолжению нормальной жизни. Несколько десятков лет их считали чудаками. Однако вседозволенность по отношению к природе не осталась безнаказанной - уже в ХХI веке ежегодно 3,7 миллиона человек умирают от загрязнения воздуха. Главной причиной онкологических заболеваний врачи называют загрязненный воздух. Впрочем, все больше людей понимают, что экологическое мышление, экологическая этика - часть нашего сознания
Жители Алматы, каким воздухом мы дышим? Согласно экспертам, если комплексный индекс загрязнения атмосферы ниже 2,5, то воздух считается относительно чистым, а если больше 11,0, то речь идет о загрязненном воздухе. В Астане этот показатель равен 2,9, в Алматы - 11,5.
Эти данные по экологической ситуации в южной столице прозвучали в докладе “О загрязнении атмосферы города Алматы” Азамата Мадибекова. Научный сотрудник лаборатории гидрологии водоемов Института географии, который также 10 лет преподает в КазНУ, констатировал, что за последние 20 лет в Алматы индекс загрязнения в целом снижается. Хотя в 2010 году ощутим был резкий скачок в снижении экоситуации. На тот период у нас уже зарегистрировали 850 тысяч автомобилей. По словам акима Ахметжана Есимова, ежедневно в Алматы заезжает около 200 тысяч автомашин. Получается, что мы испытываем на своих легких воздействие выхлопных газов от полумиллиона (!) двигателей внутреннего сгорания - по крайней мере, с понедельника по пятницу.
Власти города поставили перед собой цель - довести показатель загрязнения воздуха до отметки 9,0. Для этого будут предпринимать меры - от озеленения города до увеличения количества развязок на дорогах города (их у нас уже 18).
Просто добровольными акциями изменить экологическое сознание граждан непросто. При этом лишними не будут и более строгие меры. Доказательством тому служит снижение уровня меди и свинца с 2005 по 2009 год, когда в законодательном порядке увеличили требования к качеству ГСМ. Замеры специалистов показали, что содержание свинца в атмосфере Алматы сократилось в 15 раз.
Названный доклад прозвучал на районом семинаре по экологическому воспитанию “Человек - Среда - Общество - Вселенная”, который прошел в пятницу, 21 ноября, в 120-й алматинской гимназии имени Мажита Бегалина. Завуч школы по воспитательной работе Ирина Джаксылыкова выступала с тезисами о необходимости экологического воспитания, однако лучшим доказательством стала презентация работы ученика 5 класса “В” Георгия Гусейнова “Роль воды в архитектуре города Алматы”. Будущий архитектор посвятил своему проекту три года и предложил вполне конкретные меры по решению вопросов арычной системы и благоустройству фонтанов в Алматы. Сознательный маленький гражданин нашего города предлагает очистить арыки, расширить их и покрыть сеткой. Для того, чтобы в них не попадали ни опадающая осенью листва, ни мусор, который туда бросают пока еще не совсем сознательные жители южной столицы.
Работа
на перспективу
Экологическое воспитание и образование - актуальнейшая проблема современности. Связи человека с природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются. Как показывает жизнь, не всегда удачным образом. Не все умеют просчитывать последствия своих действий - в их числе руководители крупных промышленных предприятий.
Понятие “Экологический менеджмент” не является схоластической выдумкой ученых - это средство спасения того, что недальновидные потребители природных ресурсов сотворили с природой. Для того, чтобы новое поколение руководителей самых разных уровней принимало меры для улучшения ситуации на региональном уровне, в масштабах страны и выдвигало эффективные предложения на международной арене. Ведь именно они будут занимать посты в таких структурах, как департамент экологии, территориальные управления охраны окружающей среды, промышленные предприятия, объекты энергетики, агропромышленные комплексы, биосферные резерваты, национальные парки и заповедники, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.
Как уже сейчас работает на перспективу наша образовательная система? В 2013-м в Карагандинском экономическом университете приняли решение об открытии специальности “Экология” со специализацией “Экологический менеджмент”. Выпускники с таким профилем знаний будут работать экологами по отраслям производства, инспекторами по охране окружающей среды, экологами-лаборантами в научно-исследовательских, средних и высших учебных заведениях, а также экологами-менеджерами.
Если говорить о среднем звене казахстанского образования, то есть и там практические шаги. Например, в сентябре 2014-го в Астане начал работать экологический проект “Жандану”. В его рамках выпустили учебник “Экология и устойчивое развитие” для 12 класса 12-летней экспериментальной школы. Кроме того, сотрудники проекта разработали курс “Экологическая культура” и апробировали его в Актау, Павлодаре, Алматы и Караганде.
Азбука экосознания
На вопросы “НП” свое мнение по вопросам формирования экологического сознания высказала детский психолог Анастасия Коньшина.
- Необходимо ли воспитание экологического сознания у сегодняшних детей?
- Как таковая необходимость воспитания экологического сознания детей не должна обсуждаться вовсе. На сегодняшний день это актуальная жизненная необходимость.
- С какого возраста необходимо начинать уроки по экологическому воспитанию?
- С того самого возраста, когда ребенок начинает понимать действия и слова родителей. С 6-8 месяцев. Это нормально, когда родители объясняют, показывают своим личным примером: “Не надо бить собаку, потому что она такая же живая, как и ты”, “Не нужно рвать ветки, потому что дерево плачет”. В магазине стоит чаще повторять: “Не бери лишний целлофановый пакет, природа с ними не справляется”. Дома должны быть нормой слова: “Следи, чтобы из крана не лилась лишняя вода”. После выходного дня, проведенного за городом: “Давай соберем мусор после пикника, чтобы никто не узнал, что именно здесь были именно мы”. Это все уроки в кругу семьи. Если же говорить о школе, то просвещать детей необходимо уже с 1 класса. Очень многие предметы можно обогатить дополнительным экосодержанием: задачи по математике, тексты для диктантов и упражнений.
- Исходя из Вашего профессионального опыта, можете ли Вы сказать - много у нас педагогов, которые “за” такие уроки?
- Смею предположить, что педагоги - все еще одни из самых сознательных жителей планеты Земля. Кому, если не им, в первую очередь быть “за”?
- Кафедры по экологии есть в вузах, а на что должны опираться методисты и педагоги в школах?
- Думаю, что опорой должны стать методы обучения, проверенные годами. Наглядность, доступность материала с оглядкой на возрастные особенности каждой целевой группы. Конечно же, стоит использовать активные формы обучения: работу в группах, в парах, проводить круглые столы. Весьма полезны будут также активные формы воспитания: концерты, посвященные определенной экотеме, доклады и выступления перед родителями, экоспектакли и конкурсы, встречи со специалистами. Больший вес таким мероприятиям придадут приглашенные профессионалы в этой области.
- Экологию не стоит рассматривать как теорию, как проблему в отдаленном будущем. Это наша жизнь - здесь, сейчас, у нас, в нас. Как донести эту мысль до детей разного возраста?
- В любом возрасте хорошо помогают воспринимать информацию конкретные и наглядные примеры. Сравнения. Цифры. Схемы. Метафоры. Информация для детей разных возрастов отличается количеством подробностей, сложностью логических взаимосвязей и расчетов. Чем старше ребенок, тем сложнее может быть информация, можно и нужно использовать задания для самостоятельного поиска информации. |