ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Человек - земля - вселенная События

Айгуль Жилкишина
Бытие определяется экологическим сознанием
Со второй половины ХХ века немногочисленные сторонники защиты природы стали заявлять с международных трибун, что низкий уровень экологической культуры людей - это прямая угроза продолжению нормальной жизни. Несколько десятков лет их считали чудаками. Однако вседозволенность по отношению к природе не осталась безнаказанной - уже в ХХI веке ежегодно 3,7 миллиона человек умирают от загрязнения воздуха. Главной причиной онкологических заболеваний врачи называют загрязненный воздух. Впрочем, все больше людей понимают, что экологическое мышление, экологическая этика - часть нашего сознания

Жители Алматы, каким воздухом мы дышим? Согласно экспертам, если комплексный индекс загрязнения атмосферы ниже 2,5, то воздух считается относительно чистым, а если больше 11,0, то речь идет о загрязненном воздухе. В Астане этот показатель равен 2,9, в Алматы - 11,5.
Эти данные по экологической ситуации в южной столице прозвучали в докладе “О загрязнении атмосферы города Алматы” Азамата Мадибекова. Научный сотрудник лаборатории гидрологии водоемов Института географии, который также 10 лет преподает в КазНУ, констатировал, что за последние 20 лет в Алматы индекс загрязнения в целом снижается. Хотя в 2010 году ощутим был резкий скачок в снижении экоситуации. На тот период у нас уже зарегистрировали 850 тысяч автомобилей. По словам акима Ахметжана Есимова, ежедневно в Алматы заезжает около 200 тысяч автомашин. Получается, что мы испытываем на своих легких воздействие выхлопных газов от полумиллиона (!) двигателей внутреннего сгорания - по крайней мере, с понедельника по пятницу.
Власти города поставили перед собой цель - довести показатель загрязнения воздуха до отметки 9,0. Для этого будут предпринимать меры - от озеленения города до увеличения количества развязок на дорогах города (их у нас уже 18).
Просто добровольными акциями изменить экологическое сознание граждан непросто. При этом лишними не будут и более строгие меры. Доказательством тому служит снижение уровня меди и свинца с 2005 по 2009 год, когда в законодательном порядке увеличили требования к качеству ГСМ. Замеры специалистов показали, что содержание свинца в атмосфере Алматы сократилось в 15 раз.
Названный доклад прозвучал на районом семинаре по экологическому воспитанию “Человек - Среда - Общество - Вселенная”, который прошел в пятницу, 21 ноября, в 120-й алматинской гимназии имени Мажита Бегалина. Завуч школы по воспитательной работе Ирина Джаксылыкова выступала с тезисами о необходимости экологического воспитания, однако лучшим доказательством стала презентация работы ученика 5 класса “В” Георгия Гусейнова “Роль воды в архитектуре города Алматы”. Будущий архитектор посвятил своему проекту три года и предложил вполне конкретные меры по решению вопросов арычной системы и благоустройству фонтанов в Алматы. Сознательный маленький гражданин нашего города предлагает очистить арыки, расширить их и покрыть сеткой. Для того, чтобы в них не попадали ни опадающая осенью листва, ни мусор, который туда бросают пока еще не совсем сознательные жители южной столицы.

Работа
на перспективу

Экологическое воспитание и образование - актуальнейшая проблема современности. Связи человека с природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются. Как показывает жизнь, не всегда удачным образом. Не все умеют просчитывать последствия своих действий - в их числе руководители крупных промышленных предприятий.
Понятие “Экологический менеджмент” не является схоластической выдумкой ученых - это средство спасения того, что недальновидные потребители природных ресурсов сотворили с природой. Для того, чтобы новое поколение руководителей самых разных уровней принимало меры для улучшения ситуации на региональном уровне, в масштабах страны и выдвигало эффективные предложения на международной арене. Ведь именно они будут занимать посты в таких структурах, как департамент экологии, территориальные управления охраны окружающей среды, промышленные предприятия, объекты энергетики, агропромышленные комплексы, биосферные резерваты, национальные парки и заповедники, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.
Как уже сейчас работает на перспективу наша образовательная система? В 2013-м в Карагандинском экономическом университете приняли решение об открытии специальности “Экология” со специализацией “Экологический менеджмент”. Выпускники с таким профилем знаний будут работать экологами по отраслям производства, инспекторами по охране окружающей среды, экологами-лаборантами в научно-исследовательских, средних и высших учебных заведениях, а также экологами-менеджерами.
Если говорить о среднем звене казахстанского образования, то есть и там практические шаги. Например, в сентябре 2014-го в Астане начал работать экологический проект “Жандану”. В его рамках выпустили учебник “Экология и устойчивое развитие” для 12 класса 12-летней экспериментальной школы. Кроме того, сотрудники проекта разработали курс “Экологическая культура” и апробировали его в Актау, Павлодаре, Алматы и Караганде.
alt
Азбука экосознания
На вопросы “НП” свое мнение по вопросам формирования экологического сознания высказала детский психолог Анастасия Коньшина.
- Необходимо ли воспитание экологического сознания у сегодняшних детей?
- Как таковая необходимость воспитания экологического сознания детей не должна обсуждаться вовсе. На сегодняшний день это актуальная жизненная необходимость.
- С какого возраста необходимо начинать уроки по экологическому воспитанию?
- С того самого возраста, когда ребенок начинает понимать действия и слова родителей. С 6-8 месяцев. Это нормально, когда родители объясняют, показывают своим личным примером: “Не надо бить собаку, потому что она такая же живая, как и ты”, “Не нужно рвать ветки, потому что дерево плачет”. В магазине стоит чаще повторять: “Не бери лишний целлофановый пакет, природа с ними не справляется”. Дома должны быть нормой слова: “Следи, чтобы из крана не лилась лишняя вода”. После выходного дня, проведенного за городом: “Давай соберем мусор после пикника, чтобы никто не узнал, что именно здесь были именно мы”. Это все уроки в кругу семьи. Если же говорить о школе, то просвещать детей необходимо уже с 1 класса. Очень многие предметы можно обогатить дополнительным экосодержанием: задачи по математике, тексты для диктантов и упражнений.
- Исходя из Вашего профессионального опыта, можете ли Вы сказать - много у нас педагогов, которые “за” такие уроки?
- Смею предположить, что педагоги - все еще одни из самых сознательных жителей планеты Земля. Кому, если не им, в первую очередь быть “за”?
- Кафедры по экологии есть в вузах, а на что должны опираться методисты и педагоги в школах?
- Думаю, что опорой должны стать методы обучения, проверенные годами. Наглядность, доступность материала с оглядкой на возрастные особенности каждой целевой группы. Конечно же, стоит использовать активные формы обучения: работу в группах, в парах, проводить круглые столы. Весьма полезны будут также активные формы воспитания: концерты, посвященные определенной экотеме, доклады и выступления перед родителями, экоспектакли и конкурсы, встречи со специалистами. Больший вес таким мероприятиям придадут приглашенные профессионалы в этой области.
- Экологию не стоит рассматривать как теорию, как проблему в отдаленном будущем. Это наша жизнь - здесь, сейчас, у нас, в нас. Как донести эту мысль до детей разного возраста?
- В любом возрасте хорошо помогают воспринимать информацию конкретные и наглядные примеры. Сравнения. Цифры. Схемы. Метафоры. Информация для детей разных возрастов отличается количеством подробностей, сложностью логических взаимосвязей и расчетов. Чем старше ребенок, тем сложнее может быть информация, можно и нужно использовать задания для самостоятельного поиска информации.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение