|
Ольга Шишанова
В Казахстане почти закончили уборку зерновых. По официальным данным Минсельхоза РК, зерновые убрали с площади 14,5 миллиона гектаров, что составляет 96,5 процента всей уборочной площади. Зерна, средняя урожайность которого составила 12,6 центнера с гектара, намолочено почти 18,3 миллиона тонн
Напомним, что в прошлом году в это время было намолочено 20,7 миллиона тонн зерновых (а это на 12,1 процента больше, чем сегодня), которые убрали с 98,4 процента всех засеянных площадей. В нынешнем году понизилась и урожайность, которая в 2013 году составляла в среднем 13,4 центнера с гектара. Доля пшеницы в общем весе составила на сегодняшний день 76,5 процента, а экспортный потенциал может быть доведен, по словам министра МСХ РК
Асылжана Мамытбекова, до семи миллионов тонн.
В принципе, могло быть и хуже, как полагают в Минсельхозе, и никто не спорит, что погодные условия в казахстанском земледелии являются одними из самых высоких рисков, касающихся будущего урожая. В этом году сельхозтоваропроизводители, не успев отсеяться, снова принялись жаловаться на жаркое и засушливое лето, хотя согласно прогнозам АО “Казгидромет” жаркая и по-настоящему летняя погода установилась в республике лишь в середине июня, а до этого во многих областях шли дожди. Западные и южные регионы - не в счет, хотя именно у них уборочная закончилась уже давно. А вот восточные и северные области, те, которые, по большому счету, являются “основными зерносеющими”, уборку ведут до сих пор.
Аграрии ссылаются на “странное лето”, которое “привело к длительной вегетации зерновых культур и позднему созреванию урожая”, на саранчу, на обильные осенние осадки. Итог - в некоторых районах Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей уборка идет до сих пор. Причем цифры разнятся с данными Минсельхоза, а элеваторы не успевают, несмотря на дополнительно выделенное дизтопливо, сушить привозимое зерно, влажность которого в два раза превышает прошлогоднюю. Уже сегодня несколько элеваторов из почти четырех десятков в северных регионах Казахстана приостановили прием зерна ввиду слишком большого его объема.
Однако, несмотря на то, что в этом году, как сообщил Мамытбеков, “уборка проходит в сложнейших погодных условиях”, в 2013 году дождь и снег также наблюдались в это же время. Но прошедший год, судя по всему, ничему не научил некоторых аграриев. Сегодня, по данным МСХ, из всей имеющейся сельхозтехники “списанию подлежит 62 процента зерноуборочных комбайнов, 89 процентов всех тракторов, 90 процентов сеялок, 72 процента жаток”. “В целом существующий парк сельхозтехники имеет износ в пределах 80 процентов, что отрицательно влияет на сроки и качество проведения сельскохозяйственных работ”, - говорит министр аграрного ведомства. В то же время темпы обновления машинно-тракторного парка по основным видам сельхозтехники остаются невысокими и не дотягивают даже до двух процентов.
Между тем сельское хозяйство Казахстана нуждается в обновлении 10 тысяч тракторов, 1,5 тысячи новых комбайнов и 1,4 тысячи посевных комплексов. Но обновление происходит, и то с трудом, только на уровне 10 процентов. Да и отечественный рынок сельхозтехники в своем сегодняшнем развитии пока оставляет желать лучшего, хотя “опыт того же Семея или Костаная показал, что мы можем собирать самую современную технику и производить ее у нас, и, с другой стороны, это дополнительные рабочие места и налоги, которые будут оставаться в нашей стране”.
И непонятно в таком случае - для кого же все-таки создают специализированные программы, как, например, в холдинге “КазАгро”, где открыта специальная кредитная программа для финансирования проектов по организации производств и сборке отечественной сельхозтехники. Кроме того, ежегодно с 2012 года АО “КазАгроФинанс” реализуется новый лизинговый продукт “Урожай”, в рамках которого, направленного на поддержку мелких крестьянских хозяйств, сельхозтовапроизводители имеют возможность приобрести уборочную технику в лизинг по упрощенной схеме с отсрочкой первоначального взноса и без залога.
Но то ли это все не доходит до аграриев, то ли у крестьян до сих пор сильна потребность в единоличном хозяйствовании, только положение с уборочной, да и с посевной, лучше от этого не становится. Мелкие крестьяне, по большому счету, не хотят объединяться ни за какие коврижки, но, работая в одиночку, каждый год наступают на одни и те же грабли - уборка зерновых под снегом в ноябре.
Астана |