|
Ольга Шишанова
Экологи и казахстанские эксперты не считают возможным поддержать в полной мере идею российско-казахстанской рабочей группы по углублению сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях и возведения АЭС в Восточном Казахстане, считая это лоббированием российских интересов, негативными экологическими и экономическими последствиями проекта для казахстанцев
Как известно, еще в конце мая в Астане подписали меморандум о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории РК между российской компанией “Росатом” и казахстанской нацкомпанией “Казатомпром”. А буквально на днях состоялось подписание протокола на тему расширения их комплексного стратегического партнерства.
Сама история возведения атомной станции на территории Казахстана, обсуждение которой то разгорается, то затухает, восходит еще к началу 2000-х. Однако аварии на японской АЭС “Фукусима-1”, американской АЭС “Три-Майл-Айленд” и даже на Чернобыльской АЭС, которая произошла 28 лет назад, не добавляют популярности атомной энергетике - слишком велики риски и человеческий фактор, который никто не отменял. С другой стороны - сегодня еще не изобрели менее дешевого и чистого способа получения энергии и тепла, не говоря уже о постоянно внедряемых технологических новинках в атомной отрасли.
Тем не менее в 2006 году уже шло обсуждение первоначального места выбора возведения АЭС в Казахстане, выбор тогда пал на город Актау, однако местные жители бурно прореагировали против такого решения. Предполагалось возвести АЭС и на берегу озера Балхаш, однако экологам вроде как пока удалось отстоять эту жемчужину Казахстана, борьба за экологию которой идет не один десяток лет.
Некоторые эксперты считают, что если уж совсем нельзя обойтись без строительства атомной станции в Казахстане, то уж лучше сделать это у какого-то закрытого водоема где-нибудь на западе страны, наподобие Мангышлака, хотя отсутствие там водных источников, необходимых для охлаждения реакторов, тоже может создать проблему.
Тем не менее последние несколько лет речь шла о строительстве АЭС и на территории города Курчатов, а это уже в 200 километрах от Павлодара, жителям которого власти пообещали, что “во время строительства АЭС будут приняты самые строгие меры безопасности”. Однако, по мнению казахстанских экспертов, строительство АЭС, особенно на территории Курчатова, где, как известно, почти нет водных источников, разве что трансграничный Иртыш, воды которого делят сегодня Китай, Казахстан и Россия, поставит под угрозу территорию Сибири.
Помимо этого упомянутый протокол вызвал целый ряд вопросов у казахстанских экспертов. Так, по мнению председателя координационного совета Экофорума Казахстана Вадима Ни, которым он поделился с “НП”, “согласно статье 16 действующего Закона об использовании атомной энергии все вопросы, особенно касающиеся выбора площадки под строительство АЭС, должны решаться правительством РК с согласия местных представительных органов”. Однако, говорит эколог, непонятно, каким образом в существующую систему принятия внутренних решений смог вписаться “Росатом”.
Разве что в целях лоббирования собственных интересов, ключевыми из которых являются предоставление рабочих мест российским специалистам и возможное захоронение использованных отходов на территории Казахстана.
Во-вторых, считает Ни, “ВКО явно не относится к энергодефицитным регионам Казахстана даже в будущей перспективе. Более того, из этой области идет достаточно активная эмиграция, и соответственно с уменьшением численности населения уменьшаются и потребности в электроэнергии. Что Казахстан будет делать с электроэнергией, произведенной на планируемой АЭС, ведь речь идет о дополнительных 1,2 ГВт мощности, также пока не ясно”.
“И, наконец, явно, что в отношении мощности планируемой АЭС выбор может идти между продвигаемым компанией “Росатом” на практике реактором ВВЭР-1200 и существующим лишь на бумаге реактором ВБЭР-300. Причем с существующим реактором возникает еще большая проблема, чем с тем, что делать с 1,2 ГВт мощности в Восточно-Казахстанской области. Реактор средней мощности ВБЭР-300 российской стороне еще нужно построить, это займет минимум несколько лет. Если предлагается реактор ВБЭР-300, то почему он должен проходить испытание в режиме постройки на территории Казахстана?” - недоумевает эколог.
И, кстати, далеко не факт, что возведение АЭС на территории ВКО будет в состоянии восполнить дефицит энергии, который на территории республики распределен сегодня очень даже неравномерно. Так, согласно статданным, если на севере Казахстана ее переизбыток, то на юге ощущается ее нехватка. Из 20 тысяч МВт - суммарной мощности всех электростанций страны - большая часть приходится на теплоэлектростанции - 72 процента, в то время как гидростанции дают 12,3 процента энергии, газ вырабатывает 10,6 процента, нефть - около пяти процентов.
Астана |