|
Ботагоз Омар
В то время как предприниматели жалуются на отсутствие предсказуемой тарифной и законодательной политики, министры экономического блока призывают бизнес работать в рынке, не ожидая односторонней поддержки от государства. По мнению экспертов, диалог между бизнес-средой и властями здесь напоминает конфликт детей и родителей
О том, что государство предпринимает всевозможные меры для улучшения бизнес-климата и улучшения международных рейтингов нашей страны, правительство говорит постоянно. Так, на недавнем экономическом форуме национального бизнеса “Эксперт-200 - Казахстан” премьер-министр РК Карим Масимов подчеркнул, что именно для этого в середине текущего года провели реорганизацию Кабмина, а сегодня, после оглашения Послания главы государства, “выделяются дополнительные ресурсы для того, чтобы мы могли простимулировать экономику Казахстана и дать дополнительные условия для развития”.
В то же время, как отметил премьер, структурные реформы продолжаются в сотрудничестве с международными финансовыми институтами: Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком, Исламским банком, в сотрудничестве с Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию. “Я думаю, что все это вместе даст возможность Казахстану преодолеть “ловушку” среднего дохода, создать необходимый климат для развития частных инвестиций в стране”, - отметил Карим Масимов.
В то же время бизнесу только этих мер недостаточно.
По мнению председателя совета директоров Centras Capital Ельдара Абдразакова, государство должно сдерживать рост заработной платы в Казахстане. “Лучший работодатель, в данном случае государство, обеспечивает больший комфорт и стабильность для работников. Обычно лучший работодатель платит меньше, потому что более рисковые компании должны платить премию, потому что они привлекают кадры для себя в более рисковый бизнес. Поэтому мы к государству обращаемся с тем, что правительственные, квазигосударственные компании - они должны стать лучшими работодателями”, - поделился своим мнением Абдразаков. Он предложил госкомпаниям установить заработную плату на уровне общесредней заработной платы в стране, добавив к ней 15 процентов, посетовав на то, что сегодня в Астане, которая не очень сильно отличается бизнес-ориентированностью, средняя заработная плата на треть выше, чем в южной столице.
По словам главы совета директоров, отношения, которые сложились между бизнесом и государством, напоминают отношения между родителями и детьми, “где дети - бизнес, еще такие маленькие, непонятные, в роли то ли трудного ребенка, то ли маленького ребенка, ну и государство, правительство в роли пока молодых родителей”. Сам же бизнес, по оценке главы Centras Capital, смотрит на правительство “как на старшего брата своего в виде государственных компаний: бизнес сейчас в ожидании, что произойдет”.
“Мы хотели бы, чтобы государство в своей предпринимательской деятельности строго выразило свои интересы. Мы хотели бы более прозрачного, прогнозируемого ценообразования. Мы хотели бы ограничения ценовой конкуренции на рынке труда, потому что ни для кого не секрет, что последняя инфляция и инфляция заработной платы в последние три года - ее драйвером были государственные компании и государство”, - отметил Ельдар Абдразаков, предложив принять более предсказуемую тарифную политику в стране с наличием у компаний-монополистов сценария развития на предстоящие 20 лет.
|
Министр национальной экономики Ерболат Досаев |
В свою очередь, министр национальной экономики Ерболат Досаев подчеркнул, что бизнес ему знаком не просто по бумаге: до возвращения в госслужбу два года назад на протяжении шести лет главный экономист страны работал в частном секторе. “Какие мы приложили усилия и что произошло в ментальности нашего бизнеса? Есть вопросы от всего бизнеса, который выходит независимо на центральном или региональном уровне - как поучаствовать в государственных закупках и получить заказ. Но никто не говорит, как расширяется частный сектор, работая именно на рынке. Эта часть, вторая часть марлезонского балета, осталась вне поля нашего внимания”, - отметил министр, добавив, что ситуация напоминает дорогу с односторонним движением.
Однако предприниматели считают, что бизнес-климат в стране оставляет желать лучшего. По мнению председателя правления страховой компании “Лондон - Алматы” Ергали Бегимбетова, правительство принимает огромное количество госпрограмм, но их конечные цели неизмеримы, так как, по его словам, “это кому-то может быть выгодно”, а потому и спросить не с кого.
Глава страховой компании отметил, что в результате неработающих законов именно государство несет самые большие потери из-за утечки налогооблагаемой базы, умов и интеллектуального потенциала.
Ответить на его критику глава МНЭ не смог: по его словам, ему нужно было торопиться на заседание в правительстве. Поэтому за комментарием модератор дискуссии обратился к экс-главе Минфина, а ныне - главе “Банка развития Казахстана” Болату Жамишеву. Опытному политику и топ-менеджеру ничего не оставалось, как констатировать, что взаимоотношения государства и бизнеса требуют постоянного анализа, и остановиться на очевидных плюсах, среди которых - выход государства из секторов, в которых оно составляет конкуренцию для бизнеса, и проведение второй волны приватизации.
Кстати, по словам вице-министра финансов
Руслана Даленова, сегодня в рамках этих инициатив правительства некоторые объекты продают намного дороже стартовой цены. “Есть объекты, которые продаются в 25 раз дороже стартовой цены, есть объекты, где количество участников онлайн-торгов составило шесть потенциальных покупателей. Есть предприятия, которые продаются за символическую сумму - один тенге, это СПК: у нас три предприятия так были проданы. И есть предприятия, объекты которых продаются с шестой попытки и до сих пор не проданы”, - отметил он, добавив, что в 2014 году запланировали реализацию 313 объектов.
“На вчерашнее число по счетчику приватизации выставлено в общей сложности 169 объектов. Из них реализовано 92 объекта, в том числе республиканской собственности - четыре, коммунальной - 38, СПК - 37, холдингов - 13. Цена продажи составила 6,9 миллиарда тенге, при этом стартовая цена составляла 5,4 миллиарда тенге: есть определенный рост. Республиканский бюджет получил 326 миллионов тенге, местные - 390 миллионов, холдинги - 3,6 миллиарда тенге, госимущество и СПК - 2,6 миллиарда тенге”, - резюмировал вице-министр.
Астана |