|
Ольга Шишанова
Казахстан и Киргизия в очередной раз собираются улучшить координацию и управление водными ресурсами бассейнов двух трансграничных рек - Чу и Талас
Такая договоренность вроде как была достигнута правительствами двух стран, итоги которой озвучили на днях в Бишкеке в рамках оценки проектного документа “Международные воды”. Хотя проблемы совместного использования водных ресурсов Центральной Азии, которые накопились со времен обретения республиками независимости в этом регионе, бесконечные дебаты по изменению режима эксплуатации трансграничных рек до сих пор создают ощущение напряженности в регионе.
И причин тому несколько.
Во-первых, гидрография Центральной Азии имеет очень неравномерное распределение объектов. Например, в Казахстане почти треть водных объектов находится в восточной части страны, четверть приходится на юг и юго-восток. Остальная территория республики - особенно Мангистауская, Кызылординская и Атырауская области, относятся к слабообеспеченным водой регионам. Всего же в республике насчитывается свыше 85 тысяч рек и водотоков, но “удельная водообеспеченность Казахстана занимает одно из последних мест в странах СНГ, составляя 37 тысяч кубических метров на один квадратный километр и шесть тысяч кубических метров на одного человека в год, в то время как в Кыргызстане, например, эта цифра составляет 245 тысяч и 11,8 тысячи соответственно.
Во-вторых, в Центрально-Азиатском регионе почти все крупные реки - трансграничные, и только Киргизии, водные ресурсы которой формируются на ее собственной территории, в этом плане повезло больше остальных.
В-третьих, после развала СССР, несмотря на то, что республики пробовали договориться о прежних механизмах урегулирования гидроресурсов региона, договоренности не сработали - каждый потянул “водное одеяло” на себя.
Более того, уже с 1992 года резко сократились поставки топлива и энергетических ресурсов в Киргизию из Казахстана и Узбекистана, что повлекло за собой изменение ситуации обеспечения водой из Сырдарьи, поскольку Киргизия попыталась покрыть недостающие мощности усиленной эксплуатацией Токтогульского гидроузла.
Конфликта в том масштабе, который мог бы быть, не возникло, однако уже тогда стало ясно, что необходимы серьезные финансовые вливания, необходимы договоренности, особенно на фоне того, что каждая республика стремилась и стремится расширить свои сельхозугодья, требующие орошения, а значит, нуждающиеся в возрастающем объеме воды.
Положение не спасли ни подписанное странами Центрально-Азиатского региона соглашение в 1992 году “О сотрудничестве в сфере совместного управления, использования, охраны водных ресурсов межгосударственных источников”, ни провозглашение в 1995 году на международной конференции в Нукусе идей равноправия по водным проблемам, ни утвержденная в 2003 году всеми странами региона Программа улучшения экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003 - 2010 годов.
Правда, какие-то мелкие проблемы, которые с точностью до нескольких раз в год непременно возникают в области деления трансграничных ресурсов, решать удавалось, но достичь серьезных результатов, запустить реально работающий механизм управления всеми трансграничными ресурсами региона пока не представлялось возможным.
А все потому, что, несмотря ни на что, все республики смотрят на использование водных ресурсов региона со своей точки зрения, которую считают единственно правильной. Хуже всего, что при этом их собственные экономические стратегии опираются на общие гидроресурсы, что, естественно, вызывает напряженность и препятствия в сотрудничестве.
Насколько жизнеспособным окажется документ, оглашенный в Бишкеке, покажет время и вода, хотя, по нынешним оценкам некоторых экспертов, при умелой политике в этой сфере гидроресурсов региона очень даже достаточно, чтобы удовлетворить нужды практически всех участников.
Астана |