|
Ботагоз Омар
О том, что Казахстан находится в сфере геополитических интересов трех крупнейших мировых держав - США, России и Китая - говорится много и давно. Отечественные топ-менеджеры и эксперты убеждены, что нашей стране удается извлечь максимальную выгоду от этого сотрудничества, не нарушая баланса интересов между крупнейшими супердержавами
Глава Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Султан Акимбеков убежден, что в течение последних 20 лет геополитическая борьба в нашем регионе между Россией, Китаем, США и Евросоюзом разворачивается именно вокруг транспортных коридоров.
“Тут надо понимать суть противоречий. Потому что понятно, что для России и Китая в целом невыгодно присутствие третьих стран в данном регионе. Они подразумевают под этим в первую очередь США, потому что у России есть граница с центральноазиатскими странами, у Китая есть Синьцзян с его достаточно сложными вопросами. Поэтому присутствие третьих стран с геополитической точки зрения, возможно, воспринимается как некое опасение, как некий вызов”, - поделился своим мнением директор ИМЭП.
В то же время США на протяжении последних 20 лет активно стараются открыть этот регион для внешнего мира. “Мы очень хорошо видим аргументацию российской стороны, которая очень часто говорит, что нам не нужен, например, Транскаспийский газопровод, Москва очень критично относится к проекту “Набукко” и вообще - к транскавказскому направлению. В то же время есть китайский проект - “Экономический пояс Шелкового пути”. Определенное скептическое отношение к этому проекту у России тоже присутствует”, - отметил Султан Акимбеков в ходе недавней конференции “За рамками энергетики - новое сотрудничество для нового мира: Евразийская транспортная интеграция - между геополитическими вызовами, возможностями бизнеса и будущими перспективами”.
“Если мы посмотрим на современную ситуацию, то Китай уже - некая альтернатива российским транспортным коридорам. И мы понимаем, что есть еще известный американский проект создания “Нового Шелкового пути” в южном направлении. Мы помним, какие битвы шли вокруг этого проекта в 90-е годы. Он в свое время нашел свое выражение в проекте трансафганского газопровода, который до сих пор не построен”, - напомнил эксперт, добавив, что причиной тому стали события в Афганистане.
В то же время этот проект может принести немало выгод как для Афганистана (который может зарабатывать на этом), так и для Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана (которые получают кратчайший путь к морским портам Дальнего Востока). А потому Ташкент активно инвестирует в расширение железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф.
“Эта борьба вполне может перейти в созидание, потому что на самом деле это выгодно всем. Когда очень часто задают вопрос - выгоден ли Казахстану вариант американского проекта “Нового Шелкового пути” в южном направлении через Афганистан, Казахстану, по большому счету, все равно, потому что наша страна выступает безусловно за то, чтобы были новые транспортные коридоры. Быть на перекрестке основных транспортных путей не только Запад - Восток, но и Север - Юг - это самая выгодная стратегическая позиция”, - подчеркнул глава ИМЭП.
В то же время с этим связаны и огромные риски. “Мы должны взаимодействовать с огромным миром Азии, насколько мы к этому готовы. Мы понимаем, что вместе с товарными потоками пойдут и потоки людские, миграционные, это и вопросы идеологии, потому что в том же Пакистане, к югу от Афганистана, находится большое количество религиозных движений. Понятно, что мы как светское государство не очень готовы для взаимодействия в этом вопросе”, - отметил Султан Акимбеков, добавив, что экономический потенциал перевешивает эти вызовы.
“ЕАЭС открывает нам ворота в западном и северном направлениях, ВТО открывает нам ворота, условно говоря, в восточном направлении, а “Новый Шелковый путь”, возможно, откроет нам южное направление. Все эти аспекты так или иначе отвечают главной задаче Казахстана - хаб, глобальный перекресток торговых путей”, - подытожил эксперт.
В то же время глава Нацбанка Кайрат Келимбетов считает, что за последние годы наша страна совершила целую железнодорожную революцию: мы соединили железную дорогу с Китаем (“Хоргос”) через Алматы, оттуда вывели ее в Жезказган, Бейнеу до границы Туркменистана, откуда товар может доставляться до территории Ирана, что на сегодняшний день является кратчайшим путем через страны Центральной Азии в регионы Персидского залива. (Подробнее об этом проекте мы писали в материале “Краткий путь в Индию” от 16 октября 2014 года.)
И как заверил главный банкир страны, логистические коридоры будут развиваться и дальше (в недавнем Послании глава государства особо акцентировал на этом внимание). Так, в течение последующих трех лет для развития железных и автомобильных дорог, которые соединят Астану со всеми регионами Казахстана, выделят 10 миллиардов долларов США из Национального фонда и столько же привлечено по линии международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
Астана |