|
Алла Иванилова
Чиновники и рекламодатели не могут прийти к консенсусу. Первые для подстраховки, руководствуясь правилом “лучше перебдеть, чем недобдеть”, ставят палки в “двигатели торговли”, последние не могут понять, что им можно, а чего нельзя, и предлагают внести поправки в законодательство о наружной рекламе
Недавно представители рекламной сферы услуг собрались в Астане за круглым столом, чтобы обсудить проблемы правового регулирования. По их словам, их положению не позавидуешь. В стране нет четких правил, какой должна быть реклама. В каждом городе чиновники толкуют это по-своему, но все равняются на Астану. “В одном из регионов была реклама Snickers с текстом: “Отфутболь свой голод!” Так, один из чиновников не пропускал этот текст, объясняя тем, что Казахстан - процветающая страна, голода в Казахстане нет, и подобная реклама недопустима”, - рассказал председатель Казахстанской ассоциации рекламных компаний Булат Кожаков. По его мнению, отечественные чиновники “иногда просто неграмотны и неоправданно, излишне боятся нарушить ту или иную норму законодательства”. При этом закон в наружной рекламе, что дышло: куда повернул, туда и вышло. Нормы противоречивы и трактуются двояко. Об этом говорят многочисленные обращения, размещенные на сайте Национальной палаты предпринимателей.
Один из проблемных вопросов - согласование казахских текстов. Де-юре в действующих нормах не прописано, что управления по развитию языков регионов должны заниматься утверждением этих текстов. Многие рекламодатели обращаются к специалистам высокого уровня в Институт языкознания и литературы, где кандидаты, доктора наук дают содержательный перевод. Однако зачастую чиновники не хотят принимать эти переводы.
Непонятная ситуация и с вывесками, которые облагаются налогом. Так, в действующем Законе “О рекламе” налогом не облагаются только вывески предприятий торговли, общественного питания и сферы бытовых слуг. Все остальные субъекты, кроме госорганов, должны платить в госказну. “Это нонсенс!” - считает председатель Казахстанской ассоциации рекламных компаний. Между тем в Законе “О защите прав потребителей” прописано, что вывеска на здании является обязательным элементом индивидуализации и не является рекламой. Но почему-то это не смущает фискальные органы, и они продолжают взимать налоги даже за вывески с информацией о режиме работы предприятия. В среднем, владельцы зданий платят около 20 тысяч тенге ежемесячно. Кстати, в Алматы представители двух банков выиграли судебное разбирательство, доказав, что вывеска на здании, информирующая об организации, не является рекламным объектом и не подлежит налогообложению.
Подняли участники круглого стола и проблему “черных рекламистов” (это без разрешительных документов, на получение которых у законопослушных граждан уходят месяцы, а то и годы, устанавливают рекламные конструкции). И хотя “нелегальная” реклама демонтируется, через некоторое время она появляется в другом месте. Для таких “серых рекламодателей” предлагают увеличить налоговые ставки, поскольку административные меры на них не действуют.
Кроме того, представители рекламного сектора предлагают продавать земельные участки с готовым пакетом документов для размещения билбордов через аукцион, а также предоставлять местным предприятиям, рекламирующим свою продукцию, налоговые преференции.
Противоречия в действующем законодательстве о рекламе создают основу для коррупции, ограничивают или ущемляют права предпринимателей, мешают ведению их бизнеса, делают налогообложение несправедливым и необоснованным. Представители рекламных компаний уже подготовили ряд поправок, которые, по их мнению, необходимо внести в Закон “О рекламе”, Налоговый кодекс и другие документы. Своими предложениями они готовы поделиться с депутатами, однако особой заинтересованности у парламентариев нет, судя по тому, что никто из приглашенных законодателей не пришел послушать рекламщиков. В свою очередь, представители Национальной палаты предпринимателей выразили готовность посодействовать в решении этого вопроса.
Астана |